Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Элизабет Тейлор, скончавшаяся 23 марта от сердечной недостаточности, была идеальной голливудской звездой. Красавица, восемь раз побывавшая замужем, и не раз - по большой любви, женщина с непредсказуемым характером, прожигательница жизни, хозяйка целой горы драгоценностей, великая актриса. Целая эпоха в Голливуде прошла под знаком Тейлор, которая задала высочайшие стандарты красоты и мастерства. Актриса не дожила года до своего 80-летия.
Тейлор - англо-американская экзотическая красавица с переливчатыми голубыми глазами, нежным овалом лица, великолепной фигурой - была подлинной Клеопатрой. Красота Лиз строилась на контрастах: угольно-черные кудри и ослепительно белая кожа, нежная улыбка на губах и коварный огонек в глазах. Кто поверит в то, что роковая египетская царица не была красавицей, после того, как Тейлор сыграла роль Клеопатры в 1961 году? Даже блистательную Вивьен Ли в этой роли помнят гораздо меньше, чем Тейлор. Благодаря "Клеопатре" Элизабет получила неслыханный миллионный гонорар и нашла своего Марка Антония - Ричарда Бертона. Они женились дважды, первый раз - в 1964 году. Лиз и Дик снялись вместе в 11 картинах, правда, за годы совместной работы успели развестись и пожениться снова.
"Роман века", - говорили об этой неугомонной парочке. "Свадьбы века", - каждый раз называли бракосочетания Лиз. Бертон и Тейлор ссорились, страдали запоями, бросали деньги на ветер и играли гениальные роли - например, в фильме "Кто боится Вирджинии Вульф?" 1966 года о супругах, которые не могут жить друг без друга, но при этом совершенно несовместимы. Элизабет, сыгравшая Марту, получила "Оскара" за лучшую женскую роль.
Искусство здесь оказалось крайне близко к действительности. "Ричард - центр моей жизни", - признавалась Лиз и тут же смертельно ссорилась с мужем. Однажды Бертон подарил жене "Блуждающую жемчужину" - мечту всех коллекционеров драгоценностей. Впрочем, для Лиз это не было исключительным событием: в ее сокровищнице уже было столько самоцветов, сколько не могла себе позволить ни одна звезда Голливуда. Одно слово - Королева Елизавета…
Смотреть фотоленту "Ричард Бартон и Элизабет Тейлор. "Роман века" в фотографиях" >>
Тейлор была любимой актрисой драматурга Теннесси Уильямса. Она сыграла героиню, ставшую его "вторым я", - Мэгги, "Кошку на раскаленной крыше" в одноименном фильме Ричарда Брукса 1958 года. Мэгги то мурлычет и ластится к мужу и членам его семьи, то показывает коготки, больно царапается и выгибает спину. Кто лучше Тейлор с ее кошачьей грацией мог бы сыграть роль этой переменчивой и неотразимой женщины?
Но главное свойство Мэгги - жизнестойкость, то, что было присуще самой Тейлор. "Жизнь продолжается и после гибели всех идеальных представлений о ней", - говорила Мэгги. Так могла сказать и Тейлор, не раз переживавшая разочарования.
Одной из трагедий ее жизни стала гибель Майка Тодда, ее мужа в "добертоновский" период. Тодд был более чем успешным голливудским продюсером, устраивавшим до того пышные премьеры фильмов, что в такие празднества трудно поверить. На них шампанское поставлялось цистернами, выступали слоны, знаменитости развлекались сутками… Майк и Лиз в избытке поставляли новости репортерам, не стесняясь своей страсти. Казалось, такие романы случаются раз в жизни. Майк погиб в авиакатастрофе - загорелся самолет, подаренный им жене. Самолет назывался "Счастливая Лиз".
Лиз, как феникс, через некоторое время восстала из пепла, разбила брак певца и музыканта Эдди Фишера и ненадолго вышла за него замуж. А потом появился Бертон. И оказалось, что великие романы имеют свойство повторяться. После Бертона в ее жизни уже не было великих страстей. Были интрижки и тихая дружба с мужчинами (к примеру, с Майклом Джексоном). Совсем недавно Тейлор обнародовала письма к ней Ричарда Бертона. В них - та самая "яростная любовь", которая вдохновляла и одновременно разрушала души двух великих актеров.
В 1989 году Тейлор сыграла в фильме "Сладкоголосая птица юности" по пьесе Теннесси Уильямса. Ее героиня, стареющая звезда Александра Дель Лаго, боролась со временем, искала утраченную молодость. В отличие от своей героини, Элизабет не боялась стареть, выглядеть усталой и разочарованной. Она пугалась болезней (в 1997 году ей удаляли опухоль головного мозга, несколько лет спустя она лечилась от рака кожи), но не пугалась прожитых лет. Ее глаза всегда сверкали молодым огнем, лицо светилось улыбкой. В последние годы она мало снималась, но сияние ее звезды не меркло.
Есть такое расхожее представление о двух актрисах - Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор. Улыбка блондинки манила: "Возьми меня. Я доступна". Улыбка брюнетки бросала вызов: "Возьми меня. Если посмеешь…". Монро играла простых героинь с непосредственным характером, Тейлор - темпераментных и сложных женщин, умеющих переживать все чувства - от нежности до ненависти.
Элизабет была стопроцентной шекспировской Катариной из "Укрощения строптивой". Этот фильм Франко Дзеффирелли с Тейлор и Бартоном, который сыграл Петруччо, вышел в 1967 году. Взрывная, жизнелюбивая, упрямая, идущая на поводу у чувств Тейлор превратила любовь во второе призвание в своей жизни. Первым оставалось творчество.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции