МОСКВА, 23 мар - РИА Новости. Для оценки реального загрязнения воды необходимо измерять в три раза больше показателей, чем контролируют в настоящее время профильные ведомства, считает заместитель директора государственного научного центра "НИИ ВОДГЕО" Игорь Нечаев.
"Сегодня для контроля состояния питьевой воды госсанэпиднадзор использует четыре-пять показателей, таких, как цвет, мутность, запах и вкус. Вообще же дать оценку качеству воды можно с помощью двух тысяч показателей. В развитых странах проводят регулярный мониторинг 15-20 показателей, которые отражают химическое загрязнение воды", - сказал РИА Новости Нечаев в среду.
По мнению эксперта Российского водного общества, постоянный мониторинг позволит понять, какие системы очистки надо применять, чтобы сделать воду чище, и не исключает, что для разных регионов технологии будут разные.
"Технологии очистки сейчас таковы, что любую воду можно превратить в кристально чистую. Все упирается в цену и необходимость такой очистки. Допустим в Москве, мониторинг количества стронция - одного из самых опасных для здоровья человека элементов - позволил бы реально оценить эффективность работы очистных сооружений промышленных предприятий города", - считает Нечаев.
Проблема, по мнению ученого, еще и в том, что в России нет единой государственной технической политики в отношении контроля качества и очистки воды, отсутствует связь между загрязнением воды, контролем за промышленными выбросами, качеством питьевой воды и состоянием водных ресурсов.
Иллюстрируя сложность проблемы, Нечаев, ссылаясь на европейскую практику, привел в пример проблему наличия медикаментозных препаратов в питьевой воде, влияние которых на здоровье человека вполне может быть негативным.
"Нельзя утверждать, что качество питьевой воды упало, потому что те несколько показателей, которые мы измеряем, остаются в норме, но можно говорить о незнании реальной картины из-за отсутствия системы мониторинга", - заключил эксперт.
С ним соглашается руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев. По его мнению, российское законодательство "замерло" в отношении новых загрязняющих веществ, которые фактически попадают в водоемы, но юридически их нет в списке загрязняющих.
"Нельзя сказать, что это только проблема России. Ежегодно множество новых химикатов начинают использоваться в товарах повседневного потребления, но, если остальные государства пытаются отслеживать их, то мы игнорируем", - сказал он.
Между тем, как сообщили РИА Новости в Роспотребнадзоре, за последнее десятилетие для гармонизации проанализированы нормативы около 200 веществ, внесены изменения в нормирование 49 веществ, для 44 из них скорректированы величины гигиенических нормативов, причем в 39 случаях - в сторону ужесточения.
При этом для 18 веществ нормативы установлены вновь на основании зарубежных данных без проведения длительных и трудоемких экспериментальных исследований. Среди измененных и вновь установленных нормативов 28 (42%) - для канцерогенных веществ, 34 (51%) - галогенсодержащих соединений (ГСС), в том числе, 11 ГСС, образующихся при дезинфекции воды хлором, 14 - неорганических веществ.
"Гармонизированные нормативы, входя в официальные документы водно-санитарного законодательства, повышают эффективность системы первичной профилактики и надежность охраны здоровья населения страны от вредного действия соответствующих химических загрязнений", - пояснили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.