МОСКВА, 22 мар - РИА Новости, Дмитрий Родин. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила открытый конкурс на разработку и поставку программно-аппаратного комплекса контроля публикаций интернет-СМИ - стоимость проекта чиновники оценили в 15 миллионов рублей, сообщил РИА Новости помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев.
Как пояснил Воробьев, система, которую ведомство рассчитывает внедрить в текущем году, создается для того, чтобы автоматически выявлять признаки нарушения российского законодательства как в публикациях зарегистрированных онлайн-СМИ, так и в комментариях читателей к этим публикациям, в том числе на форумах онлайн-СМИ.
По словам Воробьева, необходимость внедрения системы обусловлена положениями закона "О средствах массовой информации" и постановлением пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года, согласно которому СМИ должны удалять или редактировать противоправные читательские комментарии только после их выявления Роскомнадзором и соответствующего обращения этого ведомства в редакцию. Без специальных программных средств осуществлять действенный контроль за текстами читательских комментариев, размещенными на страницах онлайн-СМИ, затруднительно, говорит Воробьев.
С внедрением новой системы Роскомнадзор, который в настоящее время осуществляет мониторинг онлайн-СМИ вручную (с использованием общедоступных инструментов интернет-поиска), рассчитывает повысить оперативность реагирования на нарушения действующего законодательства о СМИ.
По замыслу заказчика, программно-аппаратный комплекс контроля интернет-СМИ будет предоставлять Роскомнадзору автоматически сгенерированные отчеты о результатах круглосуточного автоматизированного мониторинга публикаций изданий, зарегистрированных в качестве онлайн-СМИ.
Используя обновляемые тезаурусы ключевых слов и выражений, система должна в реальном времени автоматически информировать операторов о признаках нарушения законодательства о СМИ на сайтах интернет-изданий. В число требований к системе, установленных техническим заданием, входит возможность обработки текстовых документов различных форматов, а также графических, аудио- и видеоматериалов. Предусмотрен контроль материалов на предмет соответствия формальным требованиям, ограничивающих их распространение - как, например, в случае контента, не предназначенного для детей.
Системе предстоит выявлять неочевидные признаки нарушения законодательства, а именно призывы к осуществлению террористической деятельности или насильственному изменению основ конституционного строя; материалы, возбуждающие расовую, социальную, национальную или религиозную рознь; материалы, препятствующие осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушающие тайну голосования; материалы, препятствующие законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений; материалы, пропагандирующие и публично демонстрирующие нацистскую атрибутику или символику; материалы с публичным заведомо ложным обвинением федеральных и региональных чиновников в совершении преступлений в период исполнения своих должностных обязанностей; материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, и т.д. (Эти формулировки также взяты из технического задания).
Мало того, система должна будет отслеживать распространение в онлайн-СМИ информации о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ. Отдельной строкой упоминается распространение в средствах массовой информации при освещении контртеррористической операции сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.
Программно-аппаратный комплекс должен также сообщать операторам об использовании в файлах и программах визуализации текстов, опубликованных в СМИ, "скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье". Как пояснил Воробьев, внедрение такого функционала обусловлено требованиями закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступит в силу 1 сентября 2012 года (а возможно, и 1 сентября 2011 года).
Согласно этому закону, любая информация, в том числе размещенная в интернете, должна иметь возрастную маркировку (знак информационной продукции) с целью оградить детей от материалов, способных травмировать психику. "Сейчас требования к знаку информационной продукции (маркировке) не определены. Это будет сделано соответствующим техническим регламентом. В связи с тем, что технический регламент не принят, в технические требования к программно-аппаратному комплексу для Роскомнадзора заложено максимальное количество возможных вариантов, чтобы избежать дорогостоящего обновления программного обеспечения после принятия регламента", - отметил Воробьев.
При выявлении признаков нарушения законодательства в результате анализа контента онлайн-СМИ с помощью обновляемых словарей ключевых слов и выражений система должна сформировать отчет, содержащий копию текста, его фрагмента, графического, аудио- или видеоматериала и (или) ссылку на данный материал. Оператор осуществляет первичный контроль, прочитывая отчеты системы, и направляет их специалистам для принятия решения о нарушениях действующего законодательства со стороны СМИ.
Техническое задание Роскомнадзора предусматривает наличие в программно-аппаратном комплексе "хранилища спорных текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, размещенных в интернет-СМИ и (или) ссылок на источники размещения данных материалов, а также хранилища признанных нарушающими законодательство аналогичных материалов и (или) ссылок на них".
При принятии специалистами решения об отсутствии в публикации или комментарии признаков нарушения законодательства Российской Федерации, копия текста, фрагмента текста, графического или аудио-, видеоматериала помечается специальным маркером, который в дальнейшем учитывается системой мониторинга.
Поделиться подробностями о работе системы Воробьев отказался, заявив, что детали реализации проекта зависят от конкретных предложений участников конкурса.
По мнению Льва Матвеева, генерального директора российской компании-разработчика средств информационной безопасности SearchInform, создание системы мониторинга онлайн-СМИ для Роскомнадзора не составит большого труда. Однако использование подобных систем с целью выявления на сайтах онлайн-СМИ признаков нарушения законодательства представляется Матвееву не слишком эффективным, поскольку приведет ко множеству ложных срабатываний (например, когда слово "насилие" употреблено в контексте, не содержащем призывов к насилию) и не сможет значительно снизить объем "ручной" работы по мониторингу интернет-изданий.
Сумму в 15 миллионов рублей, которую Роскомнадзор готов заплатить разработчикам программно-аппаратного комплекса, Матвеев назвал "более чем достаточной" за подобный продукт, но отметил, что его оценка может измениться в зависимости от детализации заказчиком требований к проекту.
"Принять участие в этом конкурсе мог бы "Яндекс", у которого есть технические возможности для разработки такой системы, но он вряд ли будет этим заниматься", - заявил Матвеев, добавив, что, возможно, в конкурсе поучаствует и SearchInform.
Конкурсная документация должна быть предоставлена участниками конкурса до 15 апреля 2011 года, а 21 апреля Роскомнадзор подведет итоги рассмотрения заявок. Роскомнадзор планирует получить от заказчика готовую систему мониторинга онлайн-СМИ до 15 августа 2011 года, а до 15 декабря закончить ее тестирование.
По данным ведомства, в России к настоящему времени насчитывается 5,3 тысячи зарегистрированных онлайн-СМИ.