Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потерявшихся при землетрясении японцев ищут российскими приборами

© Фото : Гайрат ИкрамовУчредитель фирмы "Лайф сенсор" Гайрат Икрамов (слева)
Учредитель фирмы Лайф сенсор Гайрат Икрамов (слева)
Около 17 тысяч человек до сих пор числятся пропавшими без вести после землетрясения и цунами в Японии, и спасатели продолжают их поиски. На вооружении японских спасателей – около 20 радаров, разработанных и произведенных в Нижнем Новгороде фирмой российского инженера Гайрата Икрамова, уже 20 лет живущего в Японии

МОСКВА, 16 мар — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Около 17 тысяч человек до сих пор числятся пропавшими без вести после землетрясения и цунами в Японии, и спасатели продолжают их поиски. На вооружении японских спасателей – около 20 радаров, разработанных и произведенных в Нижнем Новгороде фирмой российского инженера Гайрата Икрамова, уже 20 лет живущего в Японии.

"Поразила вежливость и спокойствие"

"Я как раз сидел в офисе своих партнеров в пригороде Токио, когда случился первый удар", — вспоминает события той роковой пятницы Гайрат Икрамов, владелец и директор фирмы "Лайф сенсор". Его партнеры проектируют здания с точки зрения сейсмоустойчивости, поэтому, когда они поспешили на выход, Гайрат понял, что дело серьезное.

Больше всего Гайрату запомнились три толстых, в два человеческих обхвата, дерева, которые раскачивались, как колосья на ветру. "В том районе землетрясение было около пяти баллов, поэтому я даже не могу представить, что было в эпицентре", — говорит россиянин.

Домой, в центр Токио, из-за транспортного коллапса Гайрат добирался восемь часов. Электрички вмиг остановились, и он поехал рейсовым автобусом, который до нужной ему станции пересадки ехал три с половиной часа вместо обычного одного. "Меня поразила вежливость и спокойность японцев. Никаких криков, никаких скандалов, — вспоминает Икрамов. – Автобус был переполнен, и, хотя больше в него никто залезть не мог, водитель все равно останавливался на каждой остановке, извинялся перед теми, кто ждал автобус, и ехал дальше".

То, что он увидел в центре японской столицы, впечатлило его еще раз: "белые воротнички" стройными рядами, без паники и скандалов, отправлялись к себе в спальные районы. Пешком, хотя многим до дома было 20 или 30 километров.

Возможно, сказались не только природная сдержанность этой нации, но и то, что землетрясения вообще-то проходят здесь часто и местные к ним привыки. К тому же японцев с детства учат правильному поведению во время подобных ударов стихии. "У каждого школьника, в том числе у моего 10-летнего сына Риона, есть специальный спасательный пакет и каска. Они знают, что нужно сразу выбегать на улицу или залазить под парту – чтоб на голову ничего не упало".

Под развалинами деревянных построек

 

Трагедия еще раз убедила Икрамова в правильности когда-то выбранной бизнес-стратегии. В 2002 году он основал фирму "Лайф сенсор", производящую датчики, с помощью радиоволн определяющих присутствие живого человека, и оборудование их на основе. "Например, такие датчики можно поставить на кондиционеры, осветители и отопительные системы – они будут включаться, когда человек входит в комнату, а выключаться, когда в ней никого нет", — объясняет Икрамов, когда-то закончивший МГУ и с 1991 года живущий в Японии.

Больше всего он гордится прибором "Rescue Radar" — радаром, отправляющим радиоволны, которые, в свою очередь, улавливают любое движение – например, движение человека или просто колебания его грудной клетки при дыхании. Более того, по частоте этих колебаний радар может сделать выводы о состоянии человека. Ну и, конечно, радар довольно точно показывает нахождение человека под завалами – именно для поиска пострадавших от землетрясения, шахтеров при обвале горной породы или сноубордистов под снежными лавинами он и предназначен.

"В пострадавших районах очень много частных деревянных построек, через дерево прибор "видит" человека примерно с десяти метров", — говорит Икрамов. Правда, если дерево мокрое, то радиус действия заметно снижается, признает он. При испытании на специальном спасательном полигоне в окрестностях Пекина радар с третьего этажа здания находил человека, лежавшего в завалах на первом этаже. Заметно меньше дальность обнаружения и при поисках через влажную почву — например, при обвалах шахт. Ну и вовсе радиоволны не могут проходить через воду – это уже чистая физика.

Нет радаров в своем отечестве

На японский рынок Икрамов вышел около пяти лет назад. Конечно, аналоги на рынке были и раньше, но, как утверждает российский инженер, его детище "легче, дешевле, помехоустойчивее и проще в работе" — чтобы научиться на нем работать, спасателю хватит и десятиминутного инструктажа. Стоит прибор несколько десятков тысяч долларов – его аналоги на момент выхода на рынок "Rescue Radar" обходились заказчикам в единицу с пятью нулями.

Самое поразительное, что "Rescue Radar" — не только разработка российских инженеров, но и производится в России: у "Лайф сенсор" свой цех в Нижнем Новгороде, где трудится около трех десятков человек. Достаточно вспомнить, что Япония – это царство электроники, чтобы оценить успехи Икрамова и его коллег.

Как утверждает Икрамов, его фирма захватила уже больше половины японского рынка, а после землетрясения в китайской провинции Сычуань в 2008 году им заинтересовались китайцы. А в феврале этого года японские спасатели искали с помощью радаров людей в Новой Зеландии. В общем, постепенно его радары становятся известны по всей Юго-Восточной Азии.

Есть, впрочем, серьезные американские конкуренты, среди преимуществ которых, например, беспроводная связь между радаром и его компьютером. Зато российский радар легче – шесть килограммов против десяти.

Всего за пять лет Икрамов продал около сотни радаров, а сейчас на разборах завалов в Японии используют одновременно около двух десятков его "Rescue Radar". Правда, к досаде Икрамова, до сих пор ни одного радара ему не удалось продать российскому МЧС.

"В 2009 мы даже получили от российского МЧС золотую медаль на выставке "Комплексная безопасность", рассчитывали, что теперь наши родные спасатели нами заинтересуются, но этого до сих пор не произошло", — досадует бизнесмен. Впрочем, в марте он рассчитывает с ведомством Сергея Шойгу провести испытания на их полигоне в подмосковном Ногинске.

А вот с японскими строителями, в офисе которых Икрамов пережил землетрясение, он рассчитывает теперь на долгое сотрудничество. "Мы пережили такую трагедию и она нас, конечно, сблизила", — говорит он.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала