На международной туристической выставке ITB, прошедшей в Берлине с 9 по 12 марта, среди российских участников заметно выделялась экспозиция Алтайского края. Корреспондент РИА Новости попросил рассказать заместителя губернатора этого региона Михаила Щетинина об участии в выставке и развитии туризма в крае.
- Михаил Павлович, скажите, пожалуйста, Алтайский край первый раз участвует в выставке ITB?
- Нет, на этой выставке Алтайский край присутствует в пятый раз.
- Можете ли вы сказать, что ваша нынешняя экспозиция превосходит предыдущие?
- Я могу сказать, что мы начинали с 30 квадратных метров, сегодня у нас их 300. Динамика налицо, и это связано не столько с тем, что мы стараемся прирастать метрами, а с интересом к Алтайскому краю. Интерес не ослабевает и даже растет. Только что мы провели переговоры с руководством земли Саксония-Анхальт, с представителями ремесленной палаты, которые занимаются туристическим направлением, и мы в принципе достигли хороших договоренностей в продолжение сотрудничества в области туризма и, полагаю, в этом году подпишем соглашение.
- Предполагает ли будущее соглашение прямые авиарейсы в Алтайский край и рост турпотока из Германии?
- Скажем так, аэропорт Барнаула имеет статус международного, и у нас уже есть прямые рейсы в Германию в летний период.
- Это регулярные рейсы?
- Регулярные. Дело в том, что на Алтае проживает самая крупная в России немецкая диаспора, у нас есть немецкая автономия, которая существует, развивается и поддерживается правительствами Германии и РФ. Алтайский край представлен в межправительственной российско-германской комиссии, мы регулярно проводим консультации, поэтому у нас есть основа для сотрудничества. С Саксонией у нас подписано соглашение по различным направлениям сотрудничества, и мы это соглашение реализуем, а теперь подошли к тому, что нужно более активно продвигаться в области туризма с тем, чтобы направить немецкий турпоток на территорию Алтайского края, и наоборот.
- Сколько туристов посещают Алтайский край?
- В 2010 году Алтайский край посетили более 1,1 миллиона туристов. Это туристы и российские, и зарубежные, из 60 стран мира, но их в этом туристическом потоке значительно меньше - примерно 150-200 тысяч. Это немного, имея в виду тот туристический, бальнеологический и рекреационный потенциал, которым располагает Алтайский край.
Дело в том, что по развитию курортного дела Алтайский край занимает твердое третье место после курортов Краснодара и Кавказских Минеральных Вод. У нас на территории функционирует 41 санаторно-курортное учреждение. Причем они не просто функционируют, но они еще владеют мировыми технологиями что позволяет решать многие проблемы тех людей, которые обращаются за помощью. У нас имеется город-курорт Белокуриха, который, по крайней мере в России, знает каждый. Там находится половина наших санаториев. Сегодня те технологии, которые присутствуют, и то оборудование, которое там имеется, соответствуют высочайшему мировому уровню. Наш губернатор А.Б. Карлин любит говорить такую фразу: "В сравнении с теми услугами, которые предоставляются в санаториях, особенно водолечебнице, которая была сдана эксплуатацию в 2009 году, Баден-Баден отдыхает". Там есть все, что связано с водой: сауны, бани любого типа, бассейн, оснащенный самым современным оборудованием. При этом соотношение цена-качество в пользу клиента.
- Что вы можете сказать о конкурентоспособности края с точки зрения цен?
- Мы приглашали итальянских экспертов, которые оценили стоимость предоставления услуг, в том числе и гостиничного бизнеса, питания, спа-услуг в Белокурихе в различных санаториях, и они квалифицировали их так, что по соотношению цены и качества мы очень хорошо вписываемся в европейскую нишу и можем конкурировать на равных.
- Пять лет назад вы начали участвовать в выставке. За это время площадь вашей экспозиции увеличилась в 10 раз. Можно ли сказать, что число туристов увеличилось пропорционально вашему участию?
- Если мы говорим об органах управления на территории Алтайского края, то туризмом занималось сначала управление культуры. В 2006 году губернатор после поездки по краю распорядился передать отрасль из культуры в экономику, и за период с 2006 по 2010 год турпоток увеличился практически в пять раз - с 200 тысяч до 1,1 миллиона человек. Я считаю, что для Алтая - это очень хороший результат. Мы динамично прирастали ежегодно на 200 тысяч человек. Нас немножко подкосил кризис, да и то в 2009 году приняли около 1 миллиона туристов.
В Алтайском крае проживают 2,5 миллиона человек. С учетом того, что на его территории развивается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, мы ежегодно имеем там на протяжении трех лет от 200 до 250 тысяч отдыхающих. Из восьми зон этого типа эта единственная, которая уже функционирует и работает. И это соотносится со всеми нормативными документами, потому что принята стратегия развития Сибири до 2020 года, к которому туристический поток планируется увеличить до 3,5 миллиона человек, что составит около 8% туристического потока страны. А это очень хороший показатель.
- В связи с тем, что сейчас россияне не могут поехать в Египет, ожидаете ли вы, что часть турпотока летом направится к вам? И делает ли край что-то, чтобы воспользоваться этой возможностью заполучить туристов?
- Край сегодня делает все что от него зависит для позиционирования турпродуктов региона на внутреннем и внешних рынках. У нас очень хорошая экспозиция на "Интурмаркете". Если мы здесь, на ITB занимаем 300 квадратным метров, то на выставке в Москве у нас 500 метров. Мы представим все возможные виды туризма и оздоровления, которые имеются на территории Алтайского края, а так же экологически чистые продукты питания.
Сегодня Алтайский край стал не просто одним из регионов РФ, он стал узнаваемым регионом. Теперь можно спросить москвича на улице, знаешь ли ты, где находится Алтайский край, и он ответит утвердительно. Еще два или три года назад многие из них пожали бы плечами или начали бы фантазировать, где это находится. Сегодня европейские туристы знают, где находится Алтайский край и что там можно получить. Это дорогого стоит, потому что пришлось преодолеть и собственное эго, и сопротивление туроператоров, которые привыкли вариться в каком-то своем собственном соку, а также преодолеть сопротивление отельеров и представителей курортного бизнеса: денежки капают, прибыль есть, так какой смысл еще что-то делать?! Но сегодня бизнес почувствовал вкус к развитию, понял, что при поддержке государства можно двигаться вперед. Иначе придут конкуренты и если не отберут все, то, по крайней мере, значительно потеснят.
- Кроме Германии, какие еще западные страны сотрудничают с Алтайским краем?
- У нас есть соглашение с французским регионом Франш-Конте. С ними работаем достаточно плотно уже на протяжении ряда лет. У нас есть соглашение с регионом Бользано в Италии, мы с ними тоже работаем, есть результаты. Это я не говорю о регионах наших бывших советских республик, с которыми у нас тоже есть соответствующие соглашения.