МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Народная артистка РФ Ольга Яковлева, подарившая театру сорок лет талантливой и запоминающейся игры, отмечает в понедельник юбилей.
Свою жизнь в театре она начала, будучи студенткой училища им. Щукина, и первой ее сценой в 1962 году стал сразу "Ленком". Именно там она встретила режиссера и выдающегося педагога Анатолия Эфроса. Под его руководством Яковлева играет роли, вошедшие в "золотой фонд" русского театра - "Таня" в пьесе Арбузова, Агафья Тихоновна в гоголевской "Женитьбе", Джульетта в "Ромео и Джульетте" Шекспира, Наталья Петровна в тургеневском "Месяце в деревне" и многие другие. Вместе с Эфросом она перешла из "Ленкома" в Театр на малой Бронной, а затем на Таганку, где и произошла трагедия, изменившая жизнь Яковлевой, а именно кончина Эфроса.
После смерти Эфроса Яковлева ушла из театра и уехала из России. На сцену ее вернул российский режиссер, возглавлявший Театр имени Маяковского, Андрей Гончаров. Сегодня Яковлева работает в МХТ имени Чехова по приглашению Олега Табакова. Ее можно было увидеть и в "Табакерке" в спектакле "Последние" Горького в постановке известного режиссера Адольфа Шапиро, с которым она недавно представила в МХТ премьеру - постановку по "Обрыву" Гончарова. За роль Бабушки в этом спектакле Яковлева номинирована на премию "Золотая Маска".
Сама Яковлева сказала РИА Новости, что "Обрыв" - чувственное, эмоциональное произведение. "Оно про то, по чему мы так скучаем, чего нам недостает сегодня - нежность, душевность, теплота. Это произведение для души", - добавила актриса.
Со своей стороны, режиссер Адольф Шапиро рассказал РИА Новости, что работать с этой актрисой мучительно, но именно это и прекрасно. "Ее стремление к совершенству, которое не дает ей успокоиться, ее стремление к точности формы, анализа, смысла - в этом ее сила и богатство. Я не представляю Яковлеву спокойной на репетиции - она раздражена, импульсивна, она пытается всей душой проникнуть в самые глубины образа. У нее много вопросов к театру и к жизни, что и обеспечивает долгую творческую жизнь этой актрисе, верной принципам эфрософского театра", - рассказал режиссер.
Яковлевой везло не только на постановки, театры, но и на партнеров по сцене - состоявшиеся и знаменитые Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Збруев и другие. Кроме того, она работала и с начинающими актерами, вместе с ней на сцене в спектакле "Последние" свою первую большую роль сыграл Сергей Безруков, который этот период называется счастливым.
"Это была моя первая настоящая работа в театре Олега Табакова - не ввод, а роль, которую мне дали изначально, - сказал РИА Новости Безруков. - Ольга Михайловна была по пьесе моей мамой - такой трогательной искренней, любящей, замечательной. Для меня было великой честью играть с потрясающей эфросовской актрисой, знаменующей своим творчеством целую эпоху русского театра".
По его словам, он старался рядом с такой партнершей ей соответствовать.
"У нас с Ольгой Михайловной сложились очень теплые отношения, которые остались и на потом. Я горд, что судьба подарила мне встречу с такой большой актрисой. От души поздравляю ее с Днем рождения и желаю всех благ", - заключил Безруков.
Задолго до своего 70-летнего юбилея Ольга Михайловна уехала из Москвы, куда вернется только к концу марта, чтобы снова блеснуть в "Обрыве" на сцене МХТ.
У Ольги Яковлевой помимо звания народной артистки РФ, Госпремия РФ в 1996 году, театральная премия "Хрустальный Турандот" в 1993 году и "Золотая маска" в 1996.