Много лет проработавший в России шведский журналист Малкольм Дикселиус рассказал РИА Новости о том, как они с классиком документалистики Мариной Голдовской сняли про Анну Политковскую один фильм на двоих. Переписывалась Ольга Гринкруг.
- На сайте Шведского института кино, который дал вам грант, сказано, что у фильма про Анну Политковскую "Горький вкус свободы" два режиссера. Как вы с Мариной Голдовской делили обязанности?
- Когда Анну П. убили, я получил от Шведского института кино заказ на документальный фильм о ней. Сценарий написала Ольга Кучкина, московский драматург и публицист. Подразумевались архивные съемки, интервью и даже реконструкции. Я нашел русского оператора, нашел группу, начал снимать, - и тут сын Анны Илья сообщил, что в первую очередь намерен заниматься другим проектом - фильмом Марины Голдовской. Я встретился с Мариной и попытался перекупить для своего фильма уже снятые ей интервью - там было около 100 часов архивного материала и разговоров с Анной. Она отказалась, и я заморозил проект, потому что без этого материала продолжать не имела смысла. В ноябре 2009 года я снова попытался обсудить с Мариной сотрудничество, уже в Лос-Анджелесе. Она по-прежнему намеревалась делать фильм, но черновым монтажом была недовольна. Я предложил ей тот материал, который успел снять сам, с мыслью сделать из проекта копродукцию. В марте 2010 года она приехала в Швецию, и мы подписали договор с киноинститутом. Весной 2010 года Марина завершила съемки, а летом начала монтировать - в этом ей помогал такой Дмитрий Сущев из Минска. В итоге фильм состоит исключительно из марининых материалов и архивных съемок. Моя задача состояла в том, чтобы обеспечить звукозапись в Швеции на полученные нами деньги. В общем, по сути я только сопродюсер.
Но у нас ничего не вышло бы, если бы наши взгляды не совпадали.
Жизнь Анны, как нам кажется, - греческая трагедия: героиня идет навстречу судьбе с открытыми глазами. Исход предрешен. Наша задача - рассказать, как и почему она выбрала этот путь и прошла по нему до конца.
- Какой период жизни Политковской описывается в фильме?
- С первых лет до самой смерти: о ее детстве вспоминают мать и сестра. Сама Марина приступает к рассказу, когда героиня уже замужем и растит двух детей своего знаменитого мужа. Дальше речь идет о ее журналистской карьере и о той роли, которую она сыграла в событиях в Чечне, на Дубровке и в Беслане. Ни убийства, ни его расследования в фильме нет.
- На каком языке и для кого снималась картина?
- Там все по-русски. Для той версии, которая участвует в фестивале документального кино в Стокгольме, Марина начитала закадровый текст по-английски. Это будет премьера, она состоится 10 марта; "Горький вкус свободы" участвует в конкурсе. Дальше уже можно будет говорить о дистрибуции. В сентябре фильм приедет в Москву, на неделю шведского кино. Осенью, к пятилетней годовщины смерти Анны, мы выпустим еще и телеверсию.
- Кино про Политковскую кто только не снимал: был фильм "Последнее интервью", получивший в 2007 году "Тэфи"; были голландские "Семь лет на линии фронта"; были фильмы самой Голдовской. Что так притягивает в этой личности?
- Действительно, Марина уже снимала фильм про Сашу и Анну Политковских — в 1990 году. Он назывался "Вкус свободы"; в новой картине, название которой, разумеется, отсылает к старой, используются оттуда кое-какие эпизоды.
Анна совершенно поразила Марину, и та продолжала ее снимать на протяжении долгих лет. Что в ней так притягивало? Во-первых, аура героини греческой трагедии, о которой я уже упоминал. Редкий человек - тем более, редкая женщина! - выбирает в жизни путь, ведущий прямиком к убийству. Я не во всем согласен с Анной, но ее мужество поразительно.
Во-вторых, несмотря на вышесказанное, Анна - невероятно современный персонаж; независимая, сильная женщина с твердыми убеждениями, служащая одной только истине. Она ничем не уступает Лисбет Саландер из трилогии Стига Ларссона - даже превосходит ее, потому что Анна живая и настоящая.
Ну и в-третьих, их с мужем история тоже необычна: великая любовь сплошь и рядом заканчивается расставанием, но здесь еще была его трансформация из знаменитого на всю страну тележурналиста в человека, чья карьера в какой-то момент сошла на нет, и ее превращение из стажерки в газете "Воздушный транспорт" в публициста с мировой славой.
Я знаю, что об Анне снимали много фильмов. Но я надеюсь, что в памяти останется - именно этот. Это кино о ней самой, которое говорит ее голосом, показывает ее чувства шире и глубже, чем в прочих картинах. Я горжусь тем, что мне довелось участвовать в этом проекте вместе с Мариной.