Рейтинг@Mail.ru
Выше компенсация - дороже авиабилет - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выше компенсация - дороже авиабилет

© РИА Новости / Максим АвдеевПассажиры, застрявшие в аэропорту, имеют право на компенсацию
Пассажиры, застрявшие в аэропорту, имеют право на компенсацию
Читать ria.ru в
Перелет российскими авиакомпаниями может подорожать. Причина тому - возможное увеличение размера компенсаций пассажирам за задержку вылета. Вопрос этот весьма остро встал после того, как тысячи пассажиров в конце декабря 2010 года не смогли вовремя вылететь из Москвы.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Перелет российскими авиакомпаниями может подорожать. Причина тому - возможное увеличение размера компенсаций пассажирам за задержку вылета. Вопрос этот весьма остро встал после того, как тысячи пассажиров в конце декабря 2010 года не смогли вовремя вылететь из Москвы. Тогда на столичный регион обрушился ледяной дождь, что привело к сбою работы крупнейших аэропортов Москвы. По данным Минтранса, в результате погодных катаклизмов был задержан 801 и отменено 408 рейсов. По данным Ассоциации туроператоров России, от задержек рейсов пострадали более 20 тысяч человек.

Смотреть фотоленту "Переполненные залы московских аэропортов" >>

Пассажиры, застрявшие в аэропорту, имеют право на компенсацию. Правда, в России ее размер ничтожен. Статья 120 Воздушного кодекса обязывает перевозчика выплатить всего 25 рублей за час задержки рейса. Получается, что даже если пассажир провел сутки в ожидании вылета, он может претендовать лишь на 600 рублей.

Компенсации возрастут

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" 17 января 2011 года направило на имя премьера Владимира Путина письмо с требованием увеличить ответственность авиакомпаний. ОЗПП предложило правительству внести поправки в Воздушный кодекс и привязать ответственность авиакомпании к стоимости билета пассажира. Перевозчик, как считают авторы письма, при задержке рейса должен выплачивать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки.

Неустойка в 3% взята не с потолка. Такой размер компенсации предусматривается статьей 29 закона "О защите прав потребителей", если исполнитель (в данном случае авиакомпания) нарушил установленные сроки начала и окончания работы или предоставления услуги (в том числе транспортной).

Средняя цена авиабилета примерно 15 тысяч рублей. Если требования ОЗПП были бы приняты, то за каждый час просрочки пассажир мог бы получить 450 рублей, а за сутки ожидания вылета - 10800 рублей.

Ответ на письмо в ОЗПП пришел из курирующего транспортную отрасль Минтранса. В письме (копия есть в распоряжении РИА Новости) говорится, что Минтранс "поддерживает предложения ОЗПП о внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса в целях увеличения размера ответственности перевозчика за задержку отправления воздушного судна". В настоящее время вопрос о внесении необходимых изменений прорабатывается, говорится в письме. Правда, чиновники Минтранса отмечают, что при определении величины компенсаций необходимо учитывать услуги, предоставленные пассажирам в ожидании вылета, а также международную практику.

В Евросоюзе, например, компенсация за несвоевременный вылет зависит не от цены билета, а от дальности перелета. При задержке рейса на три часа и дальности полета до 1500 км авиакомпания выплатит пассажиру 250 евро. Если расстояние перелета 1500-3500 км, то пассажир может претендовать на 400 евро, а за задержку вылета на дальние расстояния - на 600 евро. Если время вылета было сдвинуто на пять часов и более, то клиент может отказаться от путешествия. В этом случае перевозчик вернет ему полную стоимость билета.

Авиабилеты подорожают

Судя по письму Минтранса, новые правила выплаты компенсаций будут приняты.

"Законодатели установят какой-то разумный размер компенсаций, но, скорее всего, выплаты будут меньше, чем требует ОЗПП, - говорит РИА Новости гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Например, они могут составить половину или треть от величины аналогичной компенсации в ЕС".

При этом в документах необходимо прописать, какие условия являются форс-мажором, добавляет глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Если причина задержки рейса - снегопад, землетрясение или ледяной дождь, то авиакомпании вряд ли должны нести финансовую ответственность перед пассажиром, потому что они вынуждены отказаться от выполнения полета в интересах обеспечения безопасности пассажиров, пояснил он.

А, кроме того, повышение компенсационных выплат, скорее всего, придется оплатить самим пассажирам.

"У авиакомпаний нет других источников финансирования компенсаций, кроме доходов от продажи авиабилетов", - говорит Рыбак. Перевозчики оценят свои риски, исходя из статистики по количеству и времени задержанных рейсов, и определят сумму, которую нужно будет добавить к стоимости билетов, чтобы безболезненно покрыть дополнительные издержки, пояснил Пантелеев. Размер удорожания билетов будет рассчитываться с помощью коэффициента, который позволит "раскидать" сумму потенциальных компенсаций на определенное число билетов, чтобы повышение не сделало перевозчика неконкурентоспособным. "Напрямую все издержки перенести на билет нельзя, но некоторое исправление ценовой политики будет", - говорит Пантелеев.

Насколько может увеличиться стоимость авиабилетов, сказать сложно. Получить ответ на этот вопрос в авиакомпаниях "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Сибирь" пока не удалось.

Удар по "бюджетным" авиакомпаниям

Рост сумм компенсаций больнее всего ударит по "бюджетным" авиакомпаниям (их еще называют "дискаунтеры" и "лоукосты"). Они не включают в стоимость билета те услуги, которые пассажирам могут быть не нужны, например, питание. Клиенты таких перевозчиков платят за перелет ощутимо меньше, чем пассажиры "обычных" рейсов (несколько евро или десятков евро при приобретении билета за несколько месяцев до полета). При этом такие пассажиры готовы к некоторым неудобствам: прилетам в отдаленные аэропорты, ограничениям на вес провозимого багажа или некоторую задержку рейса. Эти люди готовы рисковать, но не переплачивать.

Если авиакомпании заставят увеличить размер гарантий перед пассажирами, они автоматически заложат их в стоимость билета. Причем пассажир должен будет оплатить потенциальную задержку рейса даже в том случае, если он вылетел минута в минуту.

Возможно, было бы разумнее популяризировать механизм добровольного страхования от задержки вылета. Тогда пассажир, которому важно получить гарантию комфортного перелета, приобретал бы дополнительную страховку при покупке авиабилета. Тот, кто согласен на задержку рейса, получил бы "бонус" - более дешевый перелет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала