МОСКВА, 2 мар - РИА Новости. Власти Москвы изыскивают все новые варианты борьбы с одной из главных проблем мегаполиса - транспортными пробками. Ряд из них озвучил в среду заместитель мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.
В Москве объявят конкурс на создание "умной" автоматизированной системы регулирования транспортных потоков, построят новые парковки взамен "стихийных", а на вокзалах появятся транспортно-пересадочные узлы. По улицам пустят автобусы-экспрессы и новые трамваи. Причем от турникетов в наземном общественном транспорте власти откажутся, чтобы пассажирам не приходилось стоять в очередях.
Эксперты в области дорожного строительства поддерживают начинания столичных властей, но призывают тщательно продумывать каждое решение. Уже завтра ожидать каких-то положительных перемен на дорогах москвичам не стоит. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, первые улучшения транспортной ситуации станут заметны лишь следующей весной.
С электрички - в метро или в автобус
Первый транспортно-пересадочный узел (ТПУ), которые в будущем планируется создать на всех московских вокзалах, появится на Савеловском, причем уже в этом году. ТПУ позволит интегрировать пригородное железнодорожное сообщение в систему транспортных пассажирских перевозок Москвы. Как сказал Лямов, такие узлы должны быть "плоскостными, с остановочным пунктом". "То есть автобусы заходить туда должны транзитом и через минуту выходить. Пассажир сам решит, на чем ему дальше ехать: на метро или на наземном транспорте", - пояснил Лямов.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства назвал эту идею "разумной" и пояснил, что создание на железнодорожных вокзалах пересадочных узлов "уже давно общепризнано в мировой практике".
"В принципиальном плане - это абсолютно разумно. Вопрос в том, как это делать. Технически постараемся сделать хорошо, может быть, у нас и получится", - сказал РИА Новости Блинкин.
Исполнительный директор Московского транспортного союза (МТС) Юрий Свешников отмечает, что Савеловский вокзал выбран в качестве пилотного проекта не случайно.
"Там присутствуют все виды транспорта: и железная дорога, и метро, и наземный транспорт", - сказал РИА Новости Свешников, добавив, что здесь создание ТПУ потребует меньших затрат.
"Зайцы" заплатят больше
Проблема привлечения к порядку безбилетников - не нова. Московские власти предлагают увеличить в 10 раз штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте - с нынешних 100 рублей до 1 тысячи. Эксперты эту идею поддерживают.
Как напомнил Свешников, в советское время штраф за безбилетный проезд в 60 раз превышал стоимость разовой поездки. "Штрафы должны быть высокими, чтобы пассажир подумал, что лучше заплатить за проезд, нежели потом платить за штраф, который будет максимально близок к месячному абонементу", - отмечает эксперт.
Другое дело, как технически решить проблему.
Контролеры-ревизоры появятся в общественном транспорте Москвы уже через несколько месяцев, сообщил Лямов.
"Сейчас в городе фактически нет контролеров-ревизоров. Однако уже через несколько месяцев они появятся, и безбилетники с ними познакомятся", - сказал заммэра.
Что касается турникетов в автобусах, то, по его словам, их планируется убрать в 2012 году.
Экспресс-маршруты
Власти планируют создать в столице новые экспресс-маршруты общественного транспорта. При этом в планах продлить выделенные полосы для автобусов на вылетных магистралях и на территорию Подмосковья.
"Идет работа с привлечением науки на создание новой маршрутной сети с условиями вылетных магистралей, с созданием экспрессных маршрутов, то есть тех, которые пойдут с повышенной скоростью", - рассказал Лямов.
Он констатировал, что нынешняя маршрутная сеть Москвы не совсем соответствует современным требованиям.
"Маршрутная сеть осталась с советских времен. К 9 тысячам единиц подвижного состава Мосгортранса добавилось 7 тысяч единиц коммерческого транспорта. Одни маршруты были наложены на другие, и толком единых подходов мы не получили", - сказал Лямов.
Он отметил, что московские власти недавно побывали в Сеуле, где ознакомились с системой выделения отдельных полос для общественного транспорта.
"Для Сеула выделенные полосы стали настоящей палочкой-выручалочкой. Это - увеличение скорости движения пассажирского транспорта и возможность введения экспрессных и полуэкспрессных маршрутов", - сказал Лямов.
Однако, по его словам, работа над созданием выделенных полос невозможна без выделения новых парковочных мест.
"Когда мы создадим выделенные полосы, то парковка по краям дороги будет невозможна", - пояснил он.
Парковок будут тысячи
Власти планируют создать в столице около 3 миллионов парковочных мест. Это число почти соответствует количеству автомобилей в Москве - их более 3,5 миллиона, но с каждым годом становится все больше.
При этом борьба со "стихийными" парковками, когда владельцы припарковывают свои авто вдоль трасс, сужая место для транспортного потока, будет продолжена. Еще в ноябре 2010 года на Тверской улице, где расположено множество ресторанов и магазинов, появились знаки, запрещающие стоянку, и исчезла специальная разметка, разрешавшая парковку на крайних полосах. Официальные стоянки для легальных такси в 2011 году открылись у семи железнодорожных вокзалов.
"Мы начинаем решать проблему незаконных парковок у мест скопления (людей)", - сказал Лямов.
Он уточнил, что речь идет, в частности, о парковках при ресторанах, на которых места зарезервированы для посетителей. "Получается, что такие объекты "прихватили" себе часть улично-дорожной сети", - посетовал заммэра.
Он добавил, что с завтрашнего дня департамент начинает объезды подобных парковок для того, чтобы принять решение об их дальнейшей судьбе.
Умная система
Лямов сообщил, что уже в ближайшее время власти Москвы объявят конкурс на разработку интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Речь идет о комплексе взаимосвязанных автоматизированных систем, позволяющих оптимизировать работу транспортной системы, решать задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта. ИТС предполагает фото- и видеофиксацию нарушений ПДД, в том числе на МКАД, мониторинг дорожных условий, создание единого центра координации общественного транспорта. За счет ИТС, в частности, скорость автомобилей в Москве должна вырасти, а водители смогут узнать о наличии свободных мест на парковках на специальных табло прямо на улицах.
"Организация дорожного движения и диспетчеризация подвижного состава всего пассажирского транспорта, включая и коммерческий - вот эти две задачи мы должны решить до конца 2011 года и с переходом на 2012 год", - отметил заммэра.
Новые автобусы и трамваи
Власти Москвы потратят 6 миллиардов рублей на закупку около 700 новых автобусов и троллейбусов для москвичей, сообщил Лямов. "В первую очередь, речь идет об автобусах, которые должны соответствовать экологическим требованиям и ездить на топливе евро-4 и евро-5", - уточнил он. Всего планируется закупить более 500 автобусов и около 200 троллейбусов.
"Все они должны быть низкопольные, для перевозки лиц с ограниченными возможностями", - добавил заммэра.
Кроме того, в ближайшие два года планируется заменить на новые подвижные составы большинства трамвайных депо.
"Сегодня в Москве около тысячи единиц трамваев, но этот подвижной состав морально устарел. Замены подвижного состава трамваев в 2011 году не предвидится, но, думаю, подвижки по трамваям будут в 2012-1213 годах", - сказал Лямов.
Нововведения затронут и метро. При входе на станции подземки, возможно, появятся специальные табло, информирующие пассажиров о степени загруженности электропоездов.
Торговлю - в график
В рамках объявленной мэром Сергеем Собяниным "войны" пробкам свой рабочий график уже поменяли столичные чиновники, сместив его так, чтобы не попадать на дороги в самые часы пик.
Теперь московские власти планируют изменить график работы крупных торговых баз. Предприятиям торговли предложено перейти на ночной режим приема товаров, чтобы грузовые машины не создавали помех остальному транспорту на дороге.
"Мы собирали представителей крупных торговых баз по этому вопросу", - сообщил Лямов.
Пробки быстро не исчезнут
Несмотря на предпринимаемые усилия, московские власти признают, что мгновенного избавления города от пробок не будет. "Ждать завтра каких-то положительных результатов не приходится. Но это реалии жизни, от этого не уйдешь", - сказал Лямов. Он добавил, что в первую очередь необходимо провести мониторинг транспортных потоков, разобраться с тем, с какой целью, когда и зачем люди едут в город.
"Мы должны понимать центр притяжения, и таким образом узкие места будут выявлены", - пояснил заммэра.
"Первые результаты улучшения транспортной ситуации в Москве могут появиться только после ряда строительных сезонов. Предположительно, мы можем чего-то ожидать только к весне следующего года", - сказал Блинкин. При этом он добавил, что проблема пробок в Москве решаема, для этого необходимо лишь "нормальное инженерное, экономическое видение".