МОСКВА, 28 фев - РИА Новости. Победа на "Оскаре", как все и думали, досталась фильму Тома Хупера "Король говорит!" (The King's Speech), одолевшему фаворита американских кинокритиков - "Социальную сеть" Дэвида Финчера. Накануне церемонии журнал Vanity Fair писал, что если так не произойдет, солнцу придется вставать на западе. Академики продемонстрировали приверженность консервативным ценностям - триллеру о компьютерных гиках они предпочли драму о становлении монарха.
Комедия произношений
"Король говорит!" претендовал на 12 статуэток, а получил - четыре: самую главную, за лучший фильм, а также за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и лучший оригинальный сценарий.
Колину Ферту "Оскар" достался со второй попытки - в прошлом году его номинировали за "Одинокого мужчину" Тома Форда. Выйдя на сцену, актер с типично британской иронией отметил, что "похоже, в его карьере начинается взлет", а затем поблагодарил жену, Ливию Джудджоли (Livia Giuggioli), за "то, как она переносила монархический бред" супруга, и автора сценария, Дэвида Сайдлера (David Seidler).
Сайдлер, также ставший обладателем статуэтки, сам стал заикаться, когда во время Второй мировой войны разбомбили его дом, и семейству пришлось бежать в Америку. Так что проблемы короля Георга VI, который в первые дни правления не в состоянии был связать вместе и двух слов, он описал с необыкновенным пониманием.
Режиссер Том Хупер (Tom Hooper), прежде снимавший главным образом сериалы, признался, что на оскароносный сценарий набрел благодаря собственной матери: та наткнулась на сочинение Сайдлера на какой-то читке пьес. "Мораль этой истории проста: всегда надо слушаться маму!", - заявил Хупер, который, берясь за проект с относительно скромным бюджетом в 14 миллионов долларов, совершенно не подозревал, что получит столько наград. Восшествие "Короля!" на кино-Олимп началось в сентябре с фестиваля в Торонто, где никому на тот момент неизвестный фильм получил главный и единственный приз.
Все это сон
По числу статуэток "Начало" (Inception) сравнялось с "Король говорит!", однако на долю триллера Кристофера Нолана про взломщика подсознаний с Леонардо Ди Каприо в главной роли пришлись исключительно награды второго плана - за лучшую звукооператорскую и операторскую работу, а также звукомонтаж и визуальные эффекты.
"Социальной сети" (The Social Network) Дэвида Финчера, которая в начале сезона раздачи наград казалась главным кандидатом на победу, досталось три утешительных "Оскара" - за лучший монтаж, лучший оригинальный саундтрек и лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин (Aaron Sorkin) базировался на книге Бена Мезрича (Ben Mezrich) "Миллиардеры поневоле" (Accidental Billionaires). Дэвиду Финчеру остается утешаться тем, что он обошел Тома Хупера у него дома, получив приз Британской киноакадемии (BAFTA) за лучшую режиссуру.
Царевна-лебедь
Премия за лучшую женскую роль досталась Натали Портман (Nathalie Portman) за "Черного лебедя" (Black Swan). Взойдя на сцену, беременная актриса поблагодарила автора картины, "визионера" Даррена Аронофски, и автора ее ребенка - хореографа Бенжамена Милльпье (Benjamin Millepied), солиста Нью-Йоркского балета, чьи отношения с голливудской звездой начались с постановки танцевальных сцен в фильме. "Он дал мне самую важную роль в жизни", - призналась звезда, у которой, несмотря на многолетнюю блестящую карьеру, нынешняя оскаровская статуэтка - первая.
Накануне "Черный лебедь" получил и главную независимую кинонаграду Америки - Spirit Award.
Бойцовские качества
За роли второго плана наградили актеров из фильма "Боец" (The Fighter) Дэвида Расселла (David O. Russell) - Мелиссу Лео (Melissa Leo) и Кристиана Бейла (Christian Bale). Мелисса Лео так расчувствовалась, что даже вставила в официальную речь нецензурное ругательство - то самое, из-за которого для американского проката собирались переозвучивать фильм "Король говорит!". При трансляции, правда, его успели перехватить и заменить звуковым сигналом.
Иностранцы с Данией во главе
"Оскар" за лучшую иностранную картину, на которой в итоге не смог претендовать "Край" Алексея Учителя, получила "Месть" (In a Better World) датчанки Сюзанны Бир (Susanne Bier) - та самая история про двух подростков в провинциальном городке, которая ранее удостоилась в иностранной номинации "Золотого глобуса".
В номинации "Лучшая документальная картина" на победу претендовал режиссерский дебют прославленного граффитиста Бэнкси "Выход через сувенирную лавку" (Exit Through The Gift Shop), и все гадали, как он сможет получить награду, сохранив инкогнито (лица Бэнкси никто никогда не видел, его имя никому не известно). В конце концов киноакадемия придумала компромиссный ход и предложила явиться на церемонию продюсеру Джейми Крусу (Jaimie Cruz). Однако победа в итоге досталась "Внутреннему делу" (Inside Job) Чарльза Фергюсона - размышлению о причинах финансового кризиса 2008 года.
Отнюдь не игрушки
В категории "лучшая анимационная картина" выбор был практически безальтернативным: "Иллюзиониста" (The Illusionist) Сильвена Шоме (Sylvain Chomet) и "Как приручить дракона" (How To Train Your Dragon) Криса Сандерса и Дина Деблуа одолела "История игрушек 3" (Toy Story 3) создателя студии Pixar Джона Лассетера, которую лучшим фильмом года счел даже Квентин Тарантино.
Звучащая в "Истории игрушек" композиция We Belong Together Рэнди Ньюмана (Randy Newman) выиграла приз за лучшую оригинальную песню.
На заднем плане
Два профессиональных приза получила "Алиса в стране чудес" (Alice In Wonderland 3D) Тима Бертона: она была отмечена за лучшие костюмы и лучшую работу художника-постановщика.
За лучшую работу гримера наградили прошедшего в кинотеатрах почти незаметно "Человека-волка" (The Wolf Man) с Бенисио Дель Торо.