Крупнейший конкурс профессиональных фоторепортеров World Press Photo умудряется устоять под натиском любителей-очевидцев, однако учредил специальное состязание для мультимедийных журналистов, в котором могут принять участие не только фотоистории, но и аудио-, и видеосюжеты, и даже инфографика. О жестокости современной фотографии и планах по улучшению мира рассказал в интервью РИА Новости глава WPP Михель Мюннеке (Michiel Munneke). Беседовала Мария Князева.
- Первые места на конкурсе World Press Photo нередко занимают снимки, на которые нелегко смотреть. Результаты 2010 года не стали исключением. Почему так происходит?
- Мы отражаем то, что публиковалось в мире. Нельзя не признавать, что прошлый год отличался чудовищными природными катаклизмами: были и извержения, и землетрясения, и наводнения, все они повлекли за собой множество человеческих трагедий. Но у нас есть и положительные сюжеты: репортаж о лебедях, о женщинах-борцах с Бали. Для меня лично очень важно, чтобы в темном царстве человечества находился луч света.
- Может, света бы стоило проливать побольше?
- Возможно. Но ведь мир таков, какой он есть. Наивно так думать, но вдруг эти фотографии - и жестокие, и добрые - вдохновят людей на то, чтобы сделать веленную чуть-чуть лучше?
- Что вы скажете о снимке, победившем в этом году - портрете обезображенной афганской девушки?
- Жюри сделало очень интересный и очень смелый выбор. Эта фотография, при всем ее техническом совершенстве, не относится ни к одному из ключевых событий прошедшего года: она поднимает проблему прав женщин во всем мире. Это символ, метафора. И я убежден, что выставки World Press Photo, наш сайт, наши каталоги - очень мощный информационный канал, с помощью которого люди больше узнают о мире и, возможно, начинают задаваться вопросами: что же происходит? С этой точки зрения жюри сделало очень сильный выбор.
- Существует ли понятие национальной школы в фотожурналистике? Есть ли какие-то особенности, отличающие одних репортажников от других?
- Очень интересный, но сложный вопрос. Могу сказать, что местные фотографы нередко понимают историю лучше, чем журналисты, приезжающие в командировку. У них больше связей, они легче улавливают, что происходит. Вот почему истории, рассказанные в снимках местных жителей, интереснее и глубже.
- В последнее время в новостях все чаще появляются фотографии непрофессионалов - очевидцев, простых прохожих, которые делают снимки на телефоны или "мыльницы". Что же остается профессиональным репортажникам?
- Срочные материалы, действительно, все чаще иллюстрируются кадрами, снятыми на мобильные телефоны. Но мне кажется, что миру нужны и более углубленные истории, обычному прохожему недоступные - их может сделать только профессионал, который изучал тему, работал над ней, потратил много времени, нашел подход к людям, доступ к материалам.
- Ваш конкурс обращает внимание на работы непрофессиональных фотографов?
- Для них у нас не предусмотрено премий - есть лишь так называемое "специальное упоминание", которым могут быть отмечены непрофессиональные фотографы. Однако это должны быть изображения, получившие колоссальный резонанс. В этом году у нас были фото чилийских горняков: когда рабочие застряли в шахте на 69 дней, людям на поверхности очень важно было знать, как они там выживают внизу, что они делают. Горнякам спустили камеру - и получился невероятно интересный репортаж об их жизни. Профессионалам доступ туда был закрыт.
- Не собираетесь ли вы создать отдельную премию для так называемых "уличных журналистов" - непрофессионалов, очевидцев, снимающих на смартфоны?
- Нет, этого делать мы не собираемся. Из нового у нас - первый конкурс мультимедийной журналистики, который мы проведем в марте этого года, а победителей объявим в мае, в Амстердаме. В этом конкурсе смогут принять участие как фотографии, так и видео, аудио, иллюстрации и графика.