Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
1 марта милицию заменит полиция. А 26 февраля исполняется 70 лет народному артисту РСФСР Евгению Жарикову, который прославился ролью милиционера в многосерийном фильме "Рожденная революцией".
От знатоков до Жеглова
Николай Кондратьев в его исполнении, конечно, сейчас не столь известен в широких зрительских кругах как Глеб Жеглов, ставший на долгие годы милиционером №1 советского кино.
Долгое время лицом современной советской милиции были актеры Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей - знаменитые знатоки из многолетнего одноименного сериала о совместной работе талантливой группы в составе следователя, оперативника и эксперта.
Оттуда же в народ ушла песня, на долгое время ставшая негласным гимном работников МВД. В ней по-социалистически стыдливо и витиевато борьба с преступностью описывалась так: "Если кто-то кое где у нас порой честно жить не хочет".
Можно вспомнить и милицейского "деда щукаря" - деревенского участкового Анискина в блистательном исполнении Михаила Жарова. Были и другие достойные киноперсонажи. Например, следователь Подберёзовиков Олега Ефремова в "Берегись автомобиля", его коллега Борис Антонов из фильма "Профессия - следователь" (сыграл Георгий Бурков), инспектор ГАИ Сергея Никоненко и многие другие ленты на эту тему.
Живой символ милиции
Но это были локальные эпизоды из жизни работников правоохранительных органов. Роль Жарикова выделяется из ряда подобных проектов прежде всего тем, что он сыграл судьбу. Его Коля из малограмотного псковского крестьянина, приехавшего волею судеб в революционный Петроград осенью 1917-го, превращается в опытного оперативника, дорастая до генеральских погон и должности заместителя министра внутренних дел. Он - живой символ новой организации, которую некогда словарь Владимира Даля трактовал как ополчение, земское войско, народную рать.
Безусловно, Жариков, будучи потомком пленного французского офицера Жерико, был мало похож на малограмотного сельского паренька. Да и прежде режиссеры занимали Жарикова в ролях несколько другого плана.
Например, он сыграл в дебютной ленте Андрея Тарковского "Иваново детство" командира батальона, молодого, но бывалого парня, в котором видна интеллигентная косточка. Любопытно, что впоследствии знаменитый режиссер видел его в такой сложной психологической роли как Андрей Рублев, исполнение которой волею судеб досталось Анатолию Солоницыну.
Можно вспомнить и комедию Генриха Оганесяна "Три плюс два". В ней Жариков предстал в роли дипломата Вадима, одного из трех закадычных приятелей, поклявшихся друг другу никогда не жениться и, конечно, к радости зрительниц, нарушивших это обещание.
Или Жариков, или никто
Несмотря на эти детали, режиссер "Рожденной революцией" Григорий Кохан не ошибся в выборе главного героя. Начальство считало Жарикова бездарным актером. Авторы картины в ответ выдвинули ультиматум: или Жариков, или никто.
И дело не только в том, что он играл не какого-нибудь постового милиционера, а представителя элитного подразделения МВД - уголовного розыска. Сам детективный телесериал по мотивам повести Алексея Нагорного и Гелия Рябова был во многом основан на идейном противостоянии методов старой полицейской машины и новой революционной милиции.
Для этой саги о честных милиционерах, борющихся со злом, не жалея своей жизни, Евгений Жариков подошел как нельзя лучше. Шутка ли, прожить на экране ни много, ни мало, 60 лет жизни героя. От молоденького безусого парня до убеленного сединами и годами ветерана угрозыска.
Плюс, конечно, обязательные для детектива погони и перестрелки, многие эпизоды из которых были основаны на документальном материале.
Ставка была высока. Название картины было предложено министром МВД Николаем Щёлоковым, который лично курировал съемки. Во многом благодаря ему телезрители увидели сериал.
Если к тому же отбросить обязательные реверансы в сторону партии и добавить то, что никогда не показывалось в других "милицейских" проектах - личную жизнь героя - можно понять, почему актера долгое время носили на руках восторженные зрители. В буквальном смысле слова, как например, в Чите, где толпа поклонников, стала качать его вместе с машиной.
Менты вместо милиционеров
Конечно, во многом Николай Фомич Кондратьев получился идеальным человеком. Но эффект был достигнут - после выхода фильма число молодых людей, желающих служить в милиции, увеличилось в несколько раз.
С тех пор утекло немало воды.
Милиционеры в телесериалах как-то плавно превратились в ментов, а число желающих надеть на себя серую форму заметно уменьшилось.
И дело не в том, что перестали снимать кинофильмы о честных и неподкупных служителях порядка. Не перестали. За последние десятилетия сильно изменилась сама милиция, которая, как периодически утверждают ее руководители, есть часть общества.
И современное кино тут же откликнулось на это изменение, выведя на экран милиционеров-оборотней, милиционеров-взяточников, милиционеров-убийц и т.д. Людей циничных, жестоких, алчных, для которых форма лишь прикрытие грязного и зачастую кровавого бизнеса. Все как в жизни. На смену кондратьевым и подберёзовиковым незаметно пришли евсюковы.
Реформа по превращению милиции в полицию - не от хорошей жизни. И может быть, вскоре мы увидим телесериал о новой старой организации. Что-нибудь вроде "Рожденной эволюцией". О честных, неподкупных полицейских.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции