Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Курилы - у радикалов нет шансов

Армен Гарникович Оганесян
Армен Гарникович Оганесян
Обмен жесткой риторикой по поводу Курильских островов вызвал вспышку дипломатической активности. США подтвердили свою позицию поддержки суверенитета Японии относительно островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Со своей стороны Грузия заявила о поддержке претензий Японии, желая, по понятным причинам, закрепить за Россией образ исторического оккупанта, попирающего территориальную целостность своих соседей.

Обмен жесткой риторикой по поводу Курильских островов вызвал вспышку дипломатической активности. США подтвердили свою позицию поддержки суверенитета Японии относительно островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Со своей стороны Грузия заявила о поддержке претензий Японии, желая, по понятным причинам, закрепить за Россией образ исторического оккупанта, попирающего территориальную целостность своих соседей.

С точки зрения политических интересов США ситуация, на первый взгляд, простая. "Перезагрузка" отношений с Россией после уже состоявшейся ратификации Договора СНВ-3 не перевешивает заинтересованности Вашингтона в своем главном союзнике в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К тому же решение японского правительства продлить непопулярное в глазах японцев военное присутствие американцев на острове Окинава чего-нибудь да стоит.

Однако есть одно дополнительное и немаловажное обстоятельство, которое заставляет старшего партнера идти навстречу Токио. Обстоятельство это имеет принципиальное значение и для выстраивания российской внешней политики на Дальнем Востоке. Новая военная доктрина США рельефно высветила роль Китая как основного стратегического конкурента в Азии. Но кто на сегодняшний день может служить стратегическим и торгово-экономическим противовесом стремительно растущей Поднебесной? Конечно, Япония, которую сами США на протяжении десятилетий рассматривали как основного экономического конкурента не только на региональном, но и на глобальном уровнях. Возможно, в перспективе США и хотели бы видеть Россию в качестве некоего контрапункта Китаю, но сейчас для этого нет предпосылок.

Правда, сегодня Япония далеко не в "лучшей форме". Она уступила Китаю место второй экономики мира, уже в ближайшем будущем ее государственный долг может превысить 200% ВВП, и в январе агентству S&P пришлось снизить суверенный рейтинг Японии. Перспективы экономического роста Японии также сомнительны, поскольку в целом ряде стран Азии рабочая сила дешевле, а качество производства не уступает японскому. К тому же население стремительно стареет. Все это болезненно сказывается на амбициях японской элиты и вызывает обеспокоенность со стороны старшего партнера.

Не приходится сомневаться, что и в Токио, и в Вашингтоне понимают бесперспективность попыток решить вопрос с Южными Курилами "обратно", тем более что кроме Грузии никто не поспешил поддержать позицию Страны восходящего солнца. Дело не в удаленности Курил, а в том, что любой конкретный пересмотр итогов Второй мировой войны, особенно в ее территориальном аспекте, способен стать болезненным прецедентом для Европы. И это касается не только судьбы бывшей Восточной Пруссии… К тому же даже при самом пристрастном взгляде попытки интерпретировать историю в пользу Японии не имеют оснований. 11 февраля 1945 года в Крыму Сталин, Рузвельт и Черчилль подписывали соглашение, в котором говорится о "возвращении Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов и передаче Советскому Союзу Курильских островов". При этом в тексте специально оговаривалось, что эти условия "должны быть, безусловно, удовлетворены после победы над Японией". Трумэн, сменивший Рузвельта, прокомментировал документ следующим образом: "Русские хотят вернуть то, что у них было отторгнуто".

В свете недавних заявлений администрации США особенно примечателен тот факт, что выселение людей с Курил осуществлялось в строгом соответствии с директивой главнокомандующего войсками союзников Японии генералом Дугласом Макартуром. В Сан-Францисском договоре Южные Курилы не отделяются каким-либо образом от понятия "Курильские острова", все просьбы японцев об их выделении и попытки внести соответствующие поправки в итоговый документ были отвергнуты. В ходе ратификации договора в Парламенте Японии был поднят вопрос о том, считать ли четыре южнокурильских острова частью Курильских островов. Прозвучало четкое разъяснение - считать. Подписывая эти документы, Токио признавал их неизменную обязательность для последующих правительств страны.

Перелом в судьбе Курильских островов едва не наступил в 1956 году, когда Хрущев заявил, что готов "передать", но не "вернуть" два острова. Япония со своей стороны должна была подписать мирный договор, в котором было бы указано, что эти острова принадлежат СССР. Не без нажима со стороны США мирный договор так и не был подписан. Вот и вся история в сухом остатке, если не считать утечек в прессу о том, что сначала Горбачев, а потом Ельцин были готовы рассмотреть вопрос о возможной передаче островов Японии. Как видим, в международно-юридическом плане мы скорее имеем путаницу в головах, чем в истории самого вопроса.

Доктор исторических наук, профессор Колумбийского университета Цуеси Хасегава, автор известной книги "Преследуя врага" ("Racing the Enemy") считает, что в настоящий момент даже "хрущевский вариант" решения вопроса не является возможным и не может быть вынесен на повестку дня". Он полагает, "что этот территориальный спор можно решить только в том случае, если проблема уйдет с первого плана отношений между Россией и Японией. Надо расширить поле сотрудничества… Люди, которые в самом деле заинтересованы в развитии отношений между Россией и Японией и в стабильности в этом регионе, не должны выпячивать эту проблему на первый план".

В течение многих лет профессор Хасегава отстаивал такой подход к теме Курильских островов, но, по его словам, он всегда наталкивался на противодействие определенной части японского общества и японских СМИ. Обнадеживает, что только части…

Со своей стороны Россия готова обсуждать проблему островов в нормальной обстановке, свободной от радикальных заявлений. Эта позиция была озвучена министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым во время недавнего визита его коллеги Сэйдзи Маэхара в Москву.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала