Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Комплекс "Байконур"

© РИА НовостиКосмодром Байконур
Космодром Байконур
Комплекс "Байконур" - международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ, расположен на территории Казахстана.

Комплекс "Байконур" - международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ, расположен на территории Казахстана.

В состав комплекса входят территория космодрома и город.

Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом.

В 1954 г. была создана государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (по-русски, Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.

Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент.

Район формирования полигона в первой половине 1955 г. имел условное наименование "Тайга".

В русском языке не было слова "космодром". Новый строительный объект называли просто "экспериментальный диапазон".

В январе 1955 г. на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше +40С, а зимой - ниже -30С) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов.

Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 г. было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 г., когда директивой Генерального штаба министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона.

Строившийся городок несколько раз менял название: Ташкент-90, поселок Тюра-Там, поселок Заря, поселок Ленинский, город Ленинск и, наконец, в 1995 г. получил наименование город Байконур.

Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома.

20 июля 1955 г. строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 м, длиной 250 м и шириной более 100 м, поднять более 1 млн. кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2.

Первой ракетой, которая испытывалась на полигоне, была межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. Наземный стартовый комплекс был создан Конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина.

К началу летных испытаний Р-7 на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона.

15 мая 1957 г. состоялся первый пуск МБР Р-7, а 4 октября 1957 г. специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 г. боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту.

Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 км севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом.

А после 12 апреля 1961 г. 5-й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей).

В последующие годы с Байконура были запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С космодрома были осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также других космических аппаратов.

На экспериментальной испытательной базе полигона были отработаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро Сергея Королева, Василия Мишина, Валентина Глушко, Михаила Янгеля, Владимира Уткина и Владимира Челомея с ракетами Р-7, Р-7А, Р-9, Р-9А, Р-36 (М, М1, М2), Р-36орб, УР-200, УР-100(Н, М), МР УР-100 (М).

Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6 717 кв. км (без учета полей падения). Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Казахстана, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.

С момента своего образования космодром входил в структуру Министерства обороны СССР (РВСН, Военно-космические силы). После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. В мае 1992 г. Россия и Казахстан заключили соглашение, согласно которому объекты космодрома, расположенные на территории Казахстана, стали собственностью этой республики.

В 1994 г. был подписан договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодную арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет. В 2004 г. этот срок аренды был продлен до 2050 г. Стоимость аренды космодрома составляет 115 млн долларов в год.

Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур.

С 1995 года по 2008 год на Байконуре происходила передача объектов министерства обороны РФ Российскому космическому агентству и администрации города Байконур. Предприятиям "Роскосмоса" полностью были переданы объекты всех космических ракетных комплексов: "Союз", "Энергия", "Циклон", "Зенит", "Протон", "Днепр", измерительный комплекс, заправочные станции, железные дороги, кислородно-азотный завод, а обслуживающие их воинские части были расформированы. Городской администрации перешли объекты жилого фонда, обеспечения и обслуживания города Байконур, объекты внешнего электроснабжения и водоснабжения, магистральные автодороги.

Указом президента России от 17 декабря 1997 г. был создан Федеральный космический центр "Байконур". В функции ФКЦ входило поддержание научно-технического потенциала космодрома, управление его деятельностью, организация эксплуатации объектов космодрома, организация и обеспечение работ при подготовке и проведении запусков космических аппаратов.

Следующим шагом по реформированию космодрома Байконур стал подписанный 16 декабря 2008 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым указ "О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в форме присоединения КБ "Мотор", КБ общего машиностроения имени В.П.Бармина (КБОМ), КБ транспортного машиностроения (КБТМ), КБ транспортно-химического машиностроения, научно‑производственная фирма "Космотранс", ОКБ "Вымпел", ФКЦ "Байконур". На Байконуре во исполнение указа президента был создан Космический центр "Южный", который является филиалом ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) и крупнейшей структурой космодрома.

В состав технического комплекса космодрома Байконур, расположенного в 40 км от г. Байконура, входят технические позиции орбитального корабля, ракеты-носителя и многоразового ракетно-космического комплекса, а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона.

В наземную инфраструктуру космодрома Байконур входят два стартовых комплекса для пусков ракет‑носителей тяжелого класса семейства "Протон", стартовый комплекс для ракеты среднего класса "Зенит", два стартовых комплекса для пусков ракет семейства "Союз", шахтные пусковые установки для пусков ракет "Днепр" и "Стрела", в том числе и по конверсионным программам.

Для подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов эксплуатируется семь монтажно-испытательных корпусов. Работают три заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами. Измерительный комплекс космодрома представлен пятью измерительными пунктами и современным информационно-вычислительным центром. Кислородно-азотный завод способен производить до 300 тонн криогенных продуктов в сутки. Космодром обслуживают два аэродрома - Крайний и Юбилейный. Современная система связи, около 1,5 тысячи км железных дорог, более тысячи шоссейных, более 6 тысяч км линий электропередач обеспечивают работу всех площадок космодрома и доступ к ним.

В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ", автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных космических аппаратов на геостационарную орбиту.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала