МОСКВА, 21 фев - РИА Новости. Крупнейшее за последние годы ценовое противостояние на рынке сотового ритейла в России, начавшееся в ноябре 2010 года, вредит всем участникам цепочки "производитель-продавец" и чревато исчезновением небольших игроков, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
По оценке генерального директора аналитического агентства "Телеком дейли" Дениса Кускова, средняя цена на телефоны в России, начав снижаться в ноябре, с 4,5 тысячи рублей, упала к середине февраля до 3,7 тысячи рублей.
"По моим ощущениям, ценовую войну начал "Связной", на снижение ответила РТК, а затем - "Евросеть", - сказал Кусков РИА Новости. По его данным, рыночная доля "Евросети" (49,9% акций компании принадлежит "Вымпелкому") по продажам телефонов на конец ноября составляла 33%, "Связного" - 25,5%, РТК - 15,5%. Именно эти сети составляют "большую тройку" российского сотового ритейла и существенно влияют на цены, так что все остальные игроки снизили цены вынуждено.
Проблемную ситуацию представители компаний комментируют неохотно, в большинстве своем, отказываясь отвечать на вопросы официально.
"Ценовая война началась в ноябре, и она самая длительная за последние три года", - сказал корреспонденту РИА Новости президент "Евросети" Александр Малис.
В "Связном" ни о какой войне не знают. "Политика компании - предлагать своим покупателям цены, соответствующие средним ценам рынка. Мы серьезно следим за ценовой политикой конкурентов и принимаем взвешенное решение по изменению цен в каждом конкретном случае", - заявила корреспонденту РИА Новости руководитель отдела по связям с общественностью компании "Связной" Елена Ноготкова.
Владелец сети РТК - компания МТС - указывает, что ценовая конкуренция сейчас, действительно, очень жесткая. "Но она была такой все последние годы. В течение последних двух лет на рынке происходит снижение средней стоимости телефона", - сказал РИА Новости представитель пресс-службы МТС.
Факт ценового противостояния корреспонденту РИА Новости подтвердили несколько источников в небольших сотовых ритейлерах, а также источник в компании Samsung - одном из крупнейших мировых производителей сотовых телефонов.
Падение Nokia и Samsung
Три различных источника РИА Новости на рынке сотового ритейла подтверждают, что небольшие компании с ноября ощущают на себе влияние демпинга. Два источника отмечают, что наиболее ощутимо это проявляется на телефонах самых популярных в России производителей - Nokia и Samsung.
Ссылаясь на данные аналитической компании GFK, источник РИА Новости в Samsung указал, что в полусотне наиболее популярных в России моделей телефонов находятся 18 телефонов Samsung и 21 моделей Nokia. "Из этого списка демпинг в России сказывается на 12 наших моделях и 15 - от Nokia. Снижение цен составило 8-26%", - уточнил собеседник агентства в Samsung.
Специалист из Samsung обеспокоен тем, что ценовое противостояние в этот раз затянулось гораздо больше обычного, и не берется предсказать, как скоро оно прекратится. Собеседник РИА Новости указывает на то, что снижение цены хотя и привлекательно для покупателя, но невыгодно для вендора и ритейлера.
Нарушение правил игры
Как рассказал РИА Новости пожелавший остаться неизвестным эксперт на рынке сотового ритейла, в России между участниками рынка есть негласная договоренность о ценах и других "правилах игры", и суть возникшей проблемы состоит в том, что "Связной" эти правила нарушил.
"Компания "Связной" несколько раз пыталась снижать цены, но длилось это несколько недель, и остальные обычно не отвечали. А в этот раз вышло иначе", - пояснил источник РИА Новости, который предположил, что в "Связном" хотели получить некую долю рынка, но просчитались в планировании.
По мнению Кускова, "Связной" действительно совершал, своего рода, "вылазки", проверяя рынок. "Компания снижала на некоторое время цены, а так как на это никто из конкурентов не реагировал, компания, не желая торговать себе в убыток, возвращалась к изначальному уровню цен", - сказал Кусков. Нынешнее же снижение цен захватило всех ритейлеров и для небольших игроков оно может оказаться фатальным.
Крупные ритейлеры имеют диверсифицированный бизнес и более выгодные контракты с поставщиками телефонов – это дает возможность менять цены на продукцию в широком диапазоне, а "ценовая война" не столь разрушительна для их деятельности.