Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Скандал вокруг Курил развивается, явно вопреки логике и необходимости, фактически на ровном месте. Последний эпизод – когда 21 февраля посол США в Москве Джон Байерли был приглашен в МИД России, где заместитель министра Алексей Бородавкин разъяснил ему «принципиальную и неизменную позицию Российской Федерации в отношении российского суверенитета над южными Курилами».
Это – в ответ на такую же, видимо, принципиальную и неизменную позицию США, которую еще в прошлом году заново озвучивал госдепартамент, а именно, что правительство США поддерживает Японию и признает суверенитет Японии над «северными территориями».
Российская позиция выглядит так: «Суверенитет Российской Федерации в отношении Курильских островов ни сегодня, ни завтра не подлежит никакому пересмотру». Об этом говорил помощник президента РФ Сергей Приходько, когда Москву на днях посетил министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара. При этом наш министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с Маэхарой заявил: «Мы по-прежнему настроены на работу по мирному договору, но без предварительных условий, без односторонних исторических увязок».
Возникает вопрос, что означает этот обмен заявлениями, и что за ним может последовать.
Конечно, первое ощущение – что каждое дипломатическое ведомство, без всякого удовольствия, исполняет неизбежный ритуал. Если представитель госдепартамента изложил свою прежнюю позицию, то и МИД России просто вынужден сделать нечто аналогичное. После чего все расходятся и продолжают заниматься своими делами. Никаких островов Россия японцам отдавать не собирается, всем это понятно, так же как японцы вряд ли отдадут китайцам острова Сенкаку, которые Китай считает своими.
И остается лишь подметить несколько особенностей всей этой недвижимой, по сути, ситуации.
Первая состоит в том, что есть две школы мысли. Одна, традиционалистская и консервативная, состоит в том, что не надо было президенту Дмитрию Медведеву посещать Курилы 1 ноября прошлого года. Можно было спокойно отправить туда человека рангом пониже, тот и сам отлично запустил бы в ход все те абсолютно разумные меры, которые сейчас принимаются. Насчет экономического развития этих российских территорий, размещения там зенитных комплексов С-400 и так далее. Президентский уровень – это тяжелая артиллерия, ее можно было бы и приберечь. Можно было бы вести с Японией переговоры о Курилах сколько угодно, ничем их не завершая, ведь это фактически все, что нужно Токио – сохранение статус-кво. Дипломаты – люди терпеливые, могут вести переговоры хоть целый век.
Вторая школа говорит, что сложившаяся ситуация – бесконечная имитация дискуссии между Москвой и Токио насчет «территориальной проблемы» - не могла не кончиться, и любые экономические шаги на Курилах все равно бы вызвали скандал. Так что лучше искусственным путем разрубить этот курильский узел. Потом всем будет легче.
Жизнь покажет, кто был прав.
А пока что в дипломатический ритуал втянули США – и еще неизвестно, нравится ли американской дипломатии это дело.
Конечно, США не признают российского суверенитета над Курилами. Причем не признают с того самого 1956 года, когда был подписан, по итогам Второй мировой, российско-японский договор, по которому четыре неурегулированных острова делили «два на два». И японцы, вдруг и неожиданно, отказались этот договор исполнять. Потому что постепенно разгоралась холодная война, и США превращали тогда Японию из побежденного во Второй мировой противника в союзника для борьбы против СССР и особенно Китая. Никто особо не скрывает, что то была американская работа – искусственно создать вялотекущий японо-российский спор, и защищать Японию своими военными базами.
Российская дипломатия тогда, в 1956 году, пыталась предотвратить заключение американо-японского Договора безопасности, отчего и собралась поделить с японцами острова. Не получилось.
Но как выглядят все эти «неизменные и принципиальные» позиции образца 1956 года сегодня, в принципиально другом мире? Тут надо напомнить, что политика нынешней администрации США в Восточной Азии состоит в том, чтобы поддерживать всех, кто имеет претензии – особенно территориальные – к… Китаю, а не России. Японо-российский «обмен любезностями» в итоге вынудил теперь Вашингтон занимать похожую позицию и в отношении России.
А ведь как хорошо было бы забыть о своей «неизменной и принципиальной» в этом конкретном случае. Чтобы не сближать еще больше и без того близкие во всех отношениях Китай и Россию. И вообще не иметь лишних проблем с Москвой. А тут - просто нельзя не высказаться и не напомнить о том, что было более полувека назад.
И ведь если бы США всерьез собирались начать холодную войну по второму разу. Но ведь планы совсем другие. С 2012 по 2021 годы их военные расходы, с учетом инфляции, сократятся на 21%. Уменьшится и помощь зарубежным странам. И никто еще не сказал точно, на какую именно внешнюю политику у США хватит денег. А тут - надо занимать однозначную позицию в Восточной Азии, и это при одной большой неприятности, которая происходит сейчас с американскими интересами на Ближнем Востоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции