Марина Селина, обозреватель РИА Новости.
На территории Кабардино-Балкарии введен режим контртеррористической операции (КТО). При этом полпред президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин предложил временно прекратить прием туристов в Приэльбрусье. А 21 февраля он заявил, что последние события в Кабардино-Балкарии откинули экономику республики на год, а может, и на два назад. "Чтобы теперь восстановить доверие, сделать, чтобы люди приезжали сюда, мало вычистить нечисть с территории, надо потом еще объяснять и доказывать людям, что здесь безопасно", - сказал он на встрече с представителями Эльбрусского района.
В пятницу 18 февраля в Кабардино-Балкарии террористы расстреляли пятерых туристов из Москвы, ехавших на микроавтобусе в Баксанском районе республики. Трое туристов погибли на месте, двое с тяжелыми ранениями оказались в больнице. На этом террористическая атака не закончилась. В ночь с 18 на 19 февраля была подорвана подвесная канатная дорога на горе Эльбрус, в результате чего обрушилось около 30 кабинок. К счастью, никто не пострадал. Удалось избежать жертв и при следующем инциденте, спустя примерно сутки в поселке Терскол той же Кабардино-Балкарии был найден автомобиль, начиненный тремя взрывными устройствами. Он находился рядом с одной из местных гостиниц. Общая мощность обнаруженных в нем взрывных устройств в тротиловом эквиваленте составила 70 килограммов.
И все это на фоне ярко разрекламированных планов правительства по превращению Северного Кавказа в туристический оазис. Эксперты уверены, что произошедшие террористические акты направлены против планов правительства относительно развития туристической отрасли на Северном Кавказе. Местные власти это тоже хорошо понимают. Так, президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков назвал террористические атаки плевком в лицо народу республики, "для которого принципы гостеприимства - один из краеугольных камней культуры и жизненного уклада".
Действительно, чтобы спугнуть туристов из Приэльбрусья, одного столь жестокого теракта, направленного именно на путешественников, достаточно. "Для иностранных туристов эта ситуация однозначно катастрофична. После этого они долго не захотят любоваться красотами Эльбруса", - говорит декан факультета бизнес-технологий в туризме Российского Нового Университета Наталья Морозова.
Власти планировали, что развитие туризма на Северном Кавказе должно помочь снизить уровень терроризма. Пока, как это ни парадоксально, получается чуть ли не наоборот.
"Звучат мнения, что случившиеся теракты – это разборки внутри бизнес-структур, направленные на устранение конкуренции. Но это не так, это однозначно политическая атака со стороны террористов", - считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, это направленный удар по туристическому бизнесу, по планам правительства в отношении развития туристического кластера на Северном Кавказе.
"Эта ситуация лишает Приэльбрусье привлекательности, как для инвесторов, так и для туристов, которые никогда в своей жизни не видели Эльбруса, но хотели бы там побывать", - говорит Наталья Морозова. По ее словам, те немногочисленные туристы, которые сейчас посещают Приэльбрусье – это, как правило, поклонники горнолыжного спорта, которые собираются на Эльбрусе компаниями из года в год в одно и то же время. Их теракты вряд ли испугают. А вот остальные скорее предпочтут отправиться в Египет, где даже во время многодневных массовых беспорядков и мародерства не пострадал ни один турист. "Там, несмотря на все ужасы, люди понимают, насколько важны туристы для страны", - говорит Наталья Морозова.
То есть на Эльбрус, в принципе, и так ездит немного туристов. Как сейчас выглядит отдых в Кабардино-Балкарии? Рядом находятся такие известные туристические центры, как Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки. Приезжающие сюда на отдых и лечение также нередко отправляются в однодневные экскурсии на Эльбрус. Ездят обычно группами по несколько человек на микроавтобусах через Кабардино-Балкарию. Например, дорога из Кисловодска до подножия Эльбруса занимает около пяти-шести часов. Туристы могут делать остановку в одном из сел Кабардино-Балкарии. По дороге экскурсовод рассказывает интересные легенды, связанные с Эльбрусом, при этом в пути можно насладиться потрясающими горными пейзажами. Подъем по канатной дороге на Эльбрус оставляет неизгладимые впечатления. Но как раз ее и взорвали.
Когда теперь отправятся за подобными впечатлениями даже смелые российские туристы – вопрос. Но, как видим, и без терроризма пока о массовом туристическом притяжении Эльбруса говорить рано. Над созданием инфраструктуры надо работать. А существующие цены на отдых не соответствуют уровню предлагаемого сервиса. На Кавказе важность туризма, судя по всему, пока не осознают.
Тем не менее, ставить крест на отрасли рано, считает Алексей Макаркин. Шансы на развитие туристического кластера, по его мнению, все-таки остаются. "Все зависит от того, насколько эффективно правоохранительные органы будут защищать туристическую отрасль от потенциальных атак террористов", - говорит он. Эксперт уверен, что российские спецслужбы должны взять на вооружение опыт Израиля, где террористы неоднократно пытались подорвать основы экономики, но им не удалось этого добиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции