Рейтинг@Mail.ru
"Медведь" за развод - РИА Новости, 20.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Медведь" за развод

Читать ria.ru в
Дзен
Главный приз Берлинале - "Золотой медведь" - вручен иранскому режиссеру Асгару Фархади за фильм "Надер и Симин разводятся"; также двух "Серебряных медведей" удостоился актерский ансамбль картины.

Алексей Медведев, "Московские новости", специально для РИА Новости

Главный приз Берлинале - "Золотой медведь" - вручен иранскому режиссеру Асгару Фархади за фильм "Надер и Симин разводятся"; также двух "Серебряных медведей" удостоился актерский ансамбль картины.

Фильм Фархади - это трогательная и подробная история современной иранской семьи, несчастливой по-своему. Симин (Лейла Хатами) хочет покинуть страну, чтобы обеспечить дочке хорошее образование. Надер (Пейман Моаади) противится этому решению, и Симин подает на развод. Для ухода за прикованным к постели отцом Надеру приходится нанять  сиделку. Сиделка отлучится, привязяв больного к спинке кровати. Надер вспылит и вытолкает ее взашей. А когда на следующий день у нее случится выкидыш, последует долгий процесс по законам шариата, в результате которого ни в чем не виноватый Надер рискует получить три года тюрьмы за невольное убийство неродившегося ребенка.

Как ни удивительно, следить за перипетиями иранского правосудия интересно и жутко. Пафос фильма Фархади идеально соответствует концепции Берлинского кинофестиваля в целом, всегда делавшего акцент на культурном разнообразии мира вокруг нас. "Надер и Симин" - это масштабная галерея современного иранского общества, в которой представлены либералы и консерваторы, богатые и бедные, религиозные и равнодушные к религии.

Режиссерская карьера Асгара Фархади началась в 2003 году с социальной драмы "Танцуя в пыли" (приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль). Сейчас на его счету пять полнометражных картин. В фильме "Все об Элли" (2009) Фархади использовал коды европейской экзистенциальной драмы для разговора о проблемах иранских женщин. В сюжете и общем строе картины легко узнавалось "Приключение" Микеланджело Антониони. Но исчезновение героини трактовалось не как метафизическая загадка, а как трагическое следствие неравенства и социальной несправедливости. После "Серебряного медведя" за режиссуру на Берлинале-2009 о Фархади заговорили как о новой надежде иранского кино и достойном последователе Киаростами и Махмальбафа. Впрочем, их учеником Фархади в полном смысле слова никогда не был. Его кинематограф куда менее амбциозен и куда более укоренен в повседневной жизни. Скромные, частные истории его ничем не примечательных героев не слишком раздражают всесильное Министерство культуры и исламской ориентации. А для Европы это великолепное пособие по жизни в закрытой стране, экзотической и пугающей.

В завершение краткой благодарственной речи новоиспеченный обладатель "Золотого медведя" упомняул о своем соотечественнике, победителе Венеции и призере Берлина: "Я помню о Джафаре Панахи и надеюсь, что его проблема будет решена". Джафар Панахи - великий иранский режиссер, брошеный в тюрьму и лишенный права снимать кино на 20 лет только за то, что посмел иметь мнение, отличное от генеральной линии. Так что, строго говоря, "проблема" не у Джафара Панахи - у него-то все в порядке и совестью, и с фильмами, - а у иранских властей и у Асгара Фархади, которому предстоит работать в условиях, не слишком располагающих к свободному творчеству и критическому взгляду на действительность. Но не будем придираться к победителю: само упоминание об опальном Панахи может стоить ему карьеры.

Второй по значению приз - гран-при жюри - был вручен венгерскому классику Беле Тарру за "Туринскую лошадь", минималисткую черно-белую историю о конце света на отдельно взятой захолустной ферме, где живут молчаливые отец и дочь. В фильме продолжительностью два с половиной часа всего тридцать кадров и примерно столько же реплик, но к финалу история угасания мира обретает поистинне ветхозаветный пафос. Тарр уже говорил о том, что "Туринская лошадь" может стать последним фильмом в его карьере. Кажется, эта уникальная лента достойна того, чтобы завершить не только его индивидуальное путешествие, но и историю европейского авторского кино в целом. Тарр подводит итог метафизическим поискам Бергмана, Антониони, Тарковского и ставит жирную точку, завершая целую эпоху. Жюри под председательством Изабеллы Росселини не могло не впечатлиться этим выверенным шедевром, но все же предпочло живой и несовершенный кинематограф Асгара Фархади, у которого, что ни говори, большое будущее. Венгерский режиссер не стал скрывать своего разочарования тем, что приз - не главный, и даже отказался от речи, досадливо отмахнувшись от вручавшего приз члена жюри Гая Мэддина.

"Надер и Симин разводятся" и "Туринская лошадь" далеко опережали прочие конкурсные картины во всех рейтингах, поэтому решение жюри было абсолютно предсказуемым.

Фильмы, получившие остальные призы, едва ли останутся в истории кино, но перечислим их для порядка:
"Серебряный медведь" за режиссуру немцу Ульриху Колер ("Сонная болезнь"); "Серебряный медведь" за операторскую работу аргентинцу Войцеху Старону ("Премия"); "Серебряный медведь" за лучший сценарий американцу Джошуа Марстону и албанцу Андамиону Муратаджу ("Искупление кровью").

Фильм Александра Миндадзе "В субботу" удостоился нескольких положительных рецензий в престижных западных киноизданиях, но остался без призов. К сожалению, новаторский киноязык этой работы оказался слишком необычен для жюри. Приз Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в киноискусстве был вручен традиционнейшей немецкой драме "Кто если не мы" Андреса Файеля.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала