Многие предметы, зримые и виртуальные, которые мы искренне считаем и называем бесценными, на самом деле зачастую имеют свою вполне реальную цену в твердой валюте, стоит только задаться подобным прагматичным вопросом.
Долларовый ценник можно поставить на национальное достояние, на политика, на знаменитость, невероятно, но даже на жизнь и смерть.
Есть своя цена у самого знаменитого произведения - Моны Лизы кисти гениального Леонардо да Винчи, улыбку которой пытается разгадать не одно поколение. Конечно, везде ее называют бесценной.
Эксперты и историки не сошлись, да никогда и не сойдутся в версии, кого же изобразил Леонардо - жену ли торговца шелком Джокондо; "тигрицу Романьи" Катерину Сфорцо или иную знаменитую красавицу века; прекрасного лицом юношу-ученика Салаи; образ матери или собственный зашифрованный портрет... Картина, окутанная шлейфом мифов, легенд, исчезновений и покушений на нее, слывет самым прославленным и самым дорогим произведением искусства.
Эксперт аукционного дома Christie's Алексей Ашот считает, что, появись этот шедевр на рынке, ценовой барьер мировых рекордов впервые перешагнул бы миллиардную отметку. Нынешнее тысячелетие было ознаменовано взятием 100-миллионного рубежа, что удалось Пабло Пикассо и Альберто Джакометти.
По слухам, Мона Лиза имеет страховую стоимость в три миллиарда долларов - на столько заключил страховое соглашение Лувр. "Хотя никаких официальных подтверждений мне получить не удалось", - поделился своим мнением Ашот.
Конечно, он добавил, что Мона Лиза - это не только жемчужина Лувра и Франции, но и всей культуры человечества, и такие произведения не должны вообще появляться на рынке.
Но материальная стоимость у нее все-таки имеется.
Сколько стоит власть
На Западе точно знают цену политику - он стоит столько, сколько средств накопилось в его избирательном фонде. Если в предлагаемый политический бренд никто не инвестировал, значит, ноль цена такому партийцу. В США политическая касса не лимитирована и открыта также для иностранных спонсоров. Барак Обама пытался поднять вопрос финансирования представителей Республиканской партии извне США, но ему ответили, что законом это не запрещено. Сам он не раз призывал свой демократический электорат скинуться по "трешке" или "пятерке" долларов на промежуточные выборы в ноябре прошлого года, чтобы противостоять "миллиардерам". Хотя его избирательный бюджет активно наполняла Уолл-стрит.
Некоторые влиятельные толстосумы не трудились обращаться к инвесторам великим и малым - как экс-королева eBay Мег Уитмэн, проигравшая выборы губернатора Калифорнии, или издательский магнат Стив Форбс, дважды неудачно баллотировавшийся в президенты США.
"Проскользнуть" третий раз на пост мэра Нью-Йорка за свой счет удалось только Майклу Блумбергу. За собственные 100 миллионов долларов он смог купить еще 4 года власти, но не уже не любовь и доверие избирателей - его рейтинг драматически упал.
А что такое политический капитал, лучше всех в мире знает экс-президент США Билл Клинтон, умело конвертирующий его в твердую валюту. Купить его присутствие на мероприятии стоит от 100 тысяч долларов до полумиллиона. И он всегда нарасхват - благодаря умению пересыпать свою речь не только умными мыслями, но также солью и перцем, подлить соуса метафор, в нужный момент одарить улыбкой и вообще "шармировать" аудиторию.
Из российских мероприятий он, на моей памяти последних четырех лет, полноформатно почтил только открытие гигантской "Слезы" в исполнении Зураба Церетели в провинциальном индустриальном местечке Байон через залив от Манхэттена.
Когда ассоциация журналистов ООН назвала его человеком года, Клинтон пришел, выступил с короткой благодарственной речью, но не стал восседать за столами с журналистами и элитой ООН.
"Денег нет на большее", - развели руками организаторы. Миллиардер и основатель космического туризма Ричард Брэнсон, получивший подобный титул, был намного щедрее, пару часов общаясь с нами безвозмездно.
Возможно, Билл Клинтон стал первооткрывателем в жанре политического шоу. По крайне мере, "заказать" его присутствие стоит также дорого, как явление скандально известной светской львицы Пэрис Хилтон. К слову, самые дешевые на рынке знаменитостей - модели мужского журнала Maxim: они готовы украшать вечер всего за 500 "зеленых".
Сколько стоят жизнь и смерть
Все знают, что жизнь бесценна, но и у нее есть свой прайс-лист. Американские медицинские страховщики в своих расчетах исходят из того, что для серьезно занемогшего человека год поддержания "качественного уровня жизни" стоит в США 50 тысяч долларов.
Экономисты Стэнфордского университета оценивают год жизни дороже - в 129 тысяч долларов для сотен тысяч пациентов, ожидающих своей очереди на трансплантацию, к примеру, почки. Их жизнь сохраняется только за счет медицинской техники, поддерживающей жизнедеятельность тела. Для тех, у кого после трансплантации начинается отторжение органов, еще один год жизни будет стоить уже полмиллиона долларов. Всем понятно, где был бы сейчас глава Apple Стив Джобс, перенесший трансплантацию печени, не будь он миллиардером.
Странно, но почти столько же стоят "просто таблетки". Самым дорогим лекарством в мире признан препарат "Солирис" (Soliris) компании Alexion Pharmaceutical. За 409,5 тысячи долларов можно купить год жизни для того, кто страдает уникальным расстройством иммунной системы: когда человек спит, у него в крови разрушаются красные кровяные тельца. В США с таким диагнозом живут восемь тысяч человек.
По меньшей мере десяток редких болезней нуждаются в препаратной терапии стоимостью свыше 200 тысяч долларов в год.
Кажется, ну уж смерть приходит бесплатно, хотя никто ее и не зовет. Тем не менее, и она имеет свои расценки.
Правительство США оценивает смерть в 500 тысяч долларов для тех, кто отдал жизнь на поле брани. Такова компенсация семьям военных, погибших в Ираке и Афганистане. Остальным желающим извлечь некую прибыль из безрадостного, но неизбежного события собственной смерти, в Америке предлагают застраховаться, чтобы потом не обременять родню расходами на похороны.
Простейшая "последняя квартира" на обычном кладбище - без вида на море или водопад - стоит в США тысячу долларов. Могилки в оформлении пейзажей райской красоты в Санта-Барбаре или Голливуд-хиллз подтягиваются к 100 тысячам. Средний семейный мавзолей в престижном месте рядом со знаменитыми покойниками стоит 1,5-2 миллиона долларов.
Американцы, как правило, не скупятся на посмертные расходы, понимая, что выбирают и место, и соседей не на время, а навсегда.
Правда, служители этой сферы бизнеса все более озабочены тем, что участилась тенденция проскользнуть в мир иной "на халяву". Покойник без страховки зачастую остается невостребованным родней и уходит в мире иной за счет налогоплательщиков. Так сказать, в долг...
Сколько стоят власть, жизнь и смерть? Всего ничего в сравнении с загадочной улыбкой Моны Лизы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции