МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Прирост в 1,6% в сравнении с показателем 2009 года показал российский внутренний туризм по итогам 2010 года, заявила на организованной Ассоциацией туроператоров России пресс-конференции в РИА Новости заместитель генерального директора компании "Солвекс Трэвел" Людмила Сысойкина, ссылаясь при этом на данные ВЦИОМ.
Столь скромный результат - в абсолютных цифрах составивший 32 миллиона человек - она охарактеризовала как "стагнацию на рынке внутреннего туризма, а не стабильность". В подтверждение своих слов Сысойкина привела статистику выездного туризма, который за год вырос на 40% - за границей в 2010 году отдохнули 13 миллионов россиян.
"Анализ показателей по регионам свидетельствует о том, что даже тот незначительный прирост, который имел место (на рынке внутреннего туризма), произошел за счет россиян, которые отказались от дальних поездок и предпочли отдых на курортах рядом с домом, а также за счет самостоятельных туристов", - заявила представитель туроператора. По ее мнению, и в 2011 году роста внутреннего туризма не будет, поскольку даже в самых смелых прогнозах речь идет максимум о 4-5% роста.
Одной из причин такого положения дел Сысойкина считает неконкурентоспособность российского турпродукта по соотношению цена-качество. "Если причина стагнации - падение покупательной способности, то почему растет выезд? Значит, дело именно в качестве самого российского продукта", - заявила она, отметив, что на ценообразование российских туроператоров влияет макроэкономическая ситуация в стране - постоянный рост цен на энергоносители, коммунальные услуги и продукты, а также высокое налоговое бремя, особенно после кадастровой переоценки земель. Транспортная составляющая, а именно высокие цены на билеты, развитию внутреннего туризма, по ее словам, также не способствуют.
С этим мнением согласился и генеральный директор компании "Алеан" Илья Уманский, отметивший, что политика РЖД не способствует росту пассажиропотока на южные направления России. Так, по его словам, железнодорожные билеты к сезону подорожают на 12%, причем на билеты купе и СВ будет введен повышающий коэффициент. В то же время стоимость авиабилетов, по прогнозам, к лету на южных направлениях вырастет на 15%.
Меж тем он напомнил, что железные дороги перевозят на порядок больше туристов, нежели авиакомпании, однако темпы роста пассажиропотока на авиатранспорте опережают таковой на железнодорожном - 30-35% против 7-11% в текущем году.
Уманский признал, что туроператорам невыгодно ставить железнодорожные чартеры на южные направления, так как ценовая политика РЖД такова, что стоимость билета в арендованном вагоне выше, чем в железнодорожной кассе. Выход он видит в блочной перевозке, которой занимаются туроператоры, резервируя места на регулярных рейсах, где цены все же ниже, чем у авиакомпаний.
Представитель туроператора "Нева" Елена Бородай в свою очередь отметила, что из-за роста цен на гостиничные номера россияне все чаще предпочитают многодневным экскурсионным турам однодневные, не предполагающие остановки в отелях. По ее данным, номер для одного человека в городах Золотого кольца станет в среднем в 2 тысячи рублей в сутки, в Угличе и Мышкине - 4,5 тысячи, хотя еще в 2009-м стоимость не превышала 2,1 тысячи.
По статистике экскурсионные туры занимают около 30% продаж на рынке внутреннего туризма. В 2010 году экскурсионные туры приобрели, по данным Бородай, около 7-8 миллионов россиян, при этом из-за аномальной летней жары спрос на многодневные туры упал в среднем на 20%.
Курорты Кавказских Минеральных Вод за прошедший год приняли 710 тысяч человек, что всего на 3% больше чем в 2009 году. Более того, после кризиса снизилась глубина продаж - с двух-четырех до одного месяца, хотя, как признала Светлана Корниенко, генеральный директор "Раена-КМВ", среднегодовая загрузка осталась на уровне 100%.
Впрочем, и по ее мнению в 2011 году нет никаких предпосылок для резкого увеличения турпотока, спрос максимум вырастет на 3-7%. Корниенко полагает, что цены в самом начале курортного сезона вырастут на 5-17%, но по мере спада загрузки пойдут вниз.
Она отметила, что основной поток на курорты Кавказских Минеральных Вод идет из Москвы и Подмосковья, хотя заметно оживление и на таких рынках, как Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан.