Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
На 61-м Берлинском кинофестивале, стартовавшем 10 февраля, Россия решила напомнить Европе об аварии на Чернобыльской АЭС. Конкурсный фильм-катастрофа Александра Миндадзе "В субботу" о трагических событиях почти двадцатипятилетней давности, показанный на кинофоруме 14 февраля, одновременно стал исследованием русского характера, которое развивает привычную для отечественного искусства тему "маленького человека".
Сегодня по окрестностям Чернобыля пролегают туристические маршруты - путешественники любопытствуют, как нынче поживает природа, "взорванная" радиацией 26 апреля 1986 года. Такова уж особенность человеческой психологии - хочется посмотреть, как выглядит знаменитое пепелище. С таким же холодным интересом отлавливают курьезы в Интернете и отсматривают ролики в YouTube.
Александру Миндадзе этот цинизм в отношении Чернобыльской трагедии абсолютно чужд. К тем событиям он подходит с традиционных гуманистических позиций - наблюдает за обычным человеком в необычных, катастрофических обстоятельствах и отдает дань его стойкости.
Главный герой ленты "В субботу" - начинающий партийный функционер Валера, по возрасту и интересам совсем еще мальчишка. Он и его сверстники развлекаются на комсомольских свадьбах, хохмят, модничают, напиваются. Однако сюжет определяется не иначе как "пир во время чумы", поскольку катастрофа уже произошла, и радиация вырвалась на свободу. Валера одним из первых узнал о смертоносной аварии и мог бы бежать, спастись, увлечь за собой других. Но он остается, не отступает.
"Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!" - говорил Дмитрий Карамазов, персонаж Достоевского. И бытовой героизм ничуть не меньше впечатляет, чем любой другой. Можно снять картину о монархе, преодолевающем природную робость ("Король говорит!" Тома Хупера), рассказать о титане-боксере ("Боец" Дэвида Рассела), прославить создателя Facebook Цукерберга ("Социальная сеть" Дэвида Финчера), наконец, посвятить фильм балерине с тонкой нервной организацией ("Черный лебедь" Даррена Аронофски) или взломщику снов ("Начало" Кристофера Нолана). Все эти фильмы попали в список номинантов на премию "Оскар"-2011.
Смотреть фотоленту "Премия "Оскар": номинанты на звание лучшего фильма 2010 года" >>
Александр Миндадзе пошел по другому пути: он взял ничем не примечательного юношу и рассказал, на что тот способен. Героизм короля и героизм маленького советского человека - одной природы, той, которая заставляет уважать себя и рваться через преграды.
Картина "В субботу" - не просто концентрированный, но перенасыщенный раствор эмоций: ужаса, эйфории, смятения, надежд на будущее. Валерий испытает все эти чувства, и в конце концов справится с ними, опираясь не на опыт (он пока ничтожен), но на собственный характер. На эту тему - героическую - снято много фильмов, в первую очередь военно-патриотических, начиная с хрестоматийных "Броненосца Потемкина" и "Александра Невского" Эйзенштейна и заканчивая крайне противоречивыми "Утомленными солнцем-2" Михалкова. Александр Миндадзе рассказывает о "мирном" времени, которое история распознала как взрывоопасное далеко не сразу, и о человеке, который борется с необратимыми процессами - крушением эпохи и смертью.
"Сильно и красиво, но непонятно", - может сказать жюри о картине Миндадзе. Так фактически было в Венеции в сентябре, когда фильм Алексея Федорченко "Овсянки" своей визуальной изысканностью заворожил аудиторию, но, увы, получил лишь поощрительные призы. Дело в том, что его ленту о "загадочной русской душе" мало кто понял. Однако у Миндадзе все-таки больше шансов удачно поохотиться и получить берлинских "Золотых" и "Серебряных медведей" - хотя бы потому, что взрыв на Чернобыльской АЭС все еще вызывает ужас в Европе, и его последствия памятны многим.
Смотреть фотоленту "Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС. 1986 год" >>
Победители киносоревнования, в котором участвуют картины из 58 стран, будут объявлены 19 февраля. "В субботу" Миндадзе - по-настоящему сильный участник гонки, снятый без искусственной слезливости, но с пронзительными эмоциями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции