ЛОНДОН, 15 фев - РИА Новости, Александр Смотров. Британские эксперты и журналисты в преддверии официального визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Лондон призвали власти Великобритании не забывать о нерешенных проблемах двусторонних отношений, а также намекнули на возможность частичного возобновления сотрудничества по борьбе с терроризмом и установления новой линии спецсвязи между Кремлем и Даунинг-стрит.
Сибирские морозы?
Газета Times в своей редакционной статье с красноречивым заголовком "Сибирская прохлада: России нужно пройти большой путь, чтобы улучшить отношения с Британией", опубликованной в понедельник, напомнила, что визит российского министра призван "улучшить отношения, которые в последние годы чрезвычайно ухудшились". По оценке издания, в последние пять лет российско-британские отношения были почти такими же плохими, как и в годы "холодной войны".
Газета перечисляет целый ряд острых вопросов, вызывавших серьезные разногласия - от убийства в Лондоне бывшего офицера ФСБ России Александра Литвиненко, за которое никто так и не понес наказания, до недавней высылки и последующего возвращения в Москву журналиста газеты Guardian Люка Хардинга.
"Хардингу теперь выдали новую визу, но господину Лаврову нужно приложить еще много усилий, чтобы улучшить ситуацию", - констатирует Times. Издание напоминает, что "свежий старт" в отношениях с Россией был одной из задач пришедшего к власти в 2010 году коалиционного правительства, и именно на это направлены активизировавшиеся двусторонние контакты - за обменом визитами глав внешнеполитических ведомств должен последовать визит премьер-министра Дэвида Кэмерона в Россию в конце этого года.
При этом Times отмечает взаимный интерес Москвы и Лондона к расширению экономического взаимодействия, кооперации по основным международным проблемам, и к возобновлению сотрудничества в области борьбы с терроризмом.
Вместе против терроризма, но без ФСБ
Также в преддверии визита Лаврова в Соединенное Королевство появилась информация, что британское правительство готово предложить российским коллегам возобновить прерванное в 2007 году по инициативе Лондона сотрудничество в области обмена разведывательной информацией и борьбы с терроризмом.
В числе возможных областей сотрудничества - предотвращение терактов, борьба с исламским экстремизмом, фундаменталистской радикализацией населения, оборотом наркотиков и организованной преступностью.
"Мы хотим расширить масштабы возможного сотрудничества, но не пересекать запретные линии, которые возникли в результате "дела Литвиненко". Они (российская сторона) говорили, что хотят возобновить и такое сотрудничество (по линии спецслужб), но мы четко даем понять, что не будем работать с ФСБ. Это не обсуждается. Мы хотим практического диалога по борьбе с организованной преступностью и терроризмом", - цитирует газета Daily Telegraph неназванного представителя британского правительства.
Прямая линия
Отношения между Москвой и Лондоном должны улучшаться прежде всего в качественной сфере. Согласно информации британской Times, специалисты двух стран готовятся заменить установленное еще в 1992 и уже морально устаревшее оборудование для спецсвязи политических лидеров двух стран.
"(Данное) Техническое усовершенствование даст лидерам более защищенный канал для обсуждения таких чувствительных тем, как борьба с "Аль-Каидой" и война в Афганистане. Это не то, что было раньше, когда главной задачей было недопущение ядерной войны, но возможность более широкого обсуждения секретных международных вопросов между лидерами", - пишет издание со ссылкой на источники в британском правительстве.
Подобные линии связи Лондон имеет с рядом других ключевых мировых столиц, включая оборудование для видеосвязи с американским руководством. Обычно помимо главы правительства доступ к таким средствам связи получают и другие ключевые члены кабинета министров, напоминает Times.
Тени Магнитского и Ходорковского
В преддверии визита Лаврова, в ходе которого, без сомнения, будут затрагиваться и вопросы развития бизнеса между двумя странами, в британской прессе также прозвучали опасения по поводу безопасности инвестиций в российскую экономику и защиты прав собственников.
Авторскую статью в газете Daily Telegraph опубликовал глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, которому в 2005 году было отказано во въезде в Россию, а нанятый фондом для расследования подозрений в коррупции в крупных российских компаниях юрист Сергей Магнитский попал в следственный изолятор, где впоследствии скончался.
"Правительство (Великобритании) должно отсоветовать компаниям делать бизнес в странах, которые не развивают безопасный инвестиционный климат и не гарантируют верховенства закона или безопасности граждан. Россия - это страна, где британские компании находятся в постоянной опасности захвата их активов, а также угроз, арестов и убийств их сотрудников", - пишет Браудер.
Кроме того, источники газеты сообщили, что родители другого бизнесмена, экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которого в декабре прошлого года приговорили еще ко второму сроку заключения за экономические преступления, намерены с помощью главы Форин-офиса Уильяма Хейга снова поставить вопрос о справедливости приговора в отношении их сына.
"Они надеются, что Хейг поднимет эту тему с господином Лавровым во время встречи один на один и что у Дэвида Кэмерона также будет шанс поднять этот вопрос", - пишет издание.
Фактор раздражения
Британские эксперты, анализирующие развитие британско-российских отношений, не испытывают большого оптимизма насчет возможных прорывов по итогам визита Лаврова.
"Цели Соединенного Королевства скромны: рассмотреть и снять препятствия для нормальных отношений между значимыми партнерами. Даже если данный визит пройдет в этом ключе, он вряд ли изменит доминирующий мотив этих отношений: раздражение", - считает глава программы "Россия-Евразия" влиятельного лондонского института международных отношений "Чэтем-хаус" Джеймс Шерр.
По его словам, Москва в своей внешней политике ориентируется, в первую очередь, на Вашингтон и Берлин, а с Британией хочет выстраивать экономические отношения, считая при этом британские замечания по поводу прав и свобод человека вмешательством во внутренние дела РФ. Британия, со своей стороны, остро чувствует потерю своего влияния на мировой арене и уязвимость перед возможным расширением экономического и военного влияния России.
По словам Шерра, пока у российского руководства нет четкого видения путей решения стратегических политических и экономических задач, Великобритании нужно ориентироваться в ее внешней политике в отношении России на текущую ситуацию.