Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Потомки Вильгельма Телля отказались отдать свое оружие и запереть его в специальных арсеналах. Швейцария проголосовала 13 февраля на всенародном референдуме за право жителей хранить дома автоматические винтовки и другие армейские стволы, кои они получают во время несения воинской повинности. "Арсенальная партия" инициировала плебисцит, мотивируя необходимость все запереть тем, что в альпийской республике слишком высок процент самоубийств из того самого армейского и прочего оружия.
Раз вся власть народу, значит, и оружие - тоже!
Официальные итоги пока не обнародованы, но уже ясно, что в 19 из 26 кантонов большинство - примерно 55-57% - отказалось сказать: "Прощай, оружие". Мнения разделились довольно любопытно. "Нет" инициативе анти-стрелкового лобби (в основном женские организации, медики, "зеленые", социал-демократы) сказали преимущественно в немецко- и италоговорящих кантонах, а "да" - во франкоговорящих. В космополитической "ооновской" Женеве "за замки" проголосовало более 60%. Но и это не помогло. Кстати, само правительство альпийской республики выступало против, считая, что существующих законов достаточно для того, чтобы не дать швейцарцам "баловаться" своими штурмовыми винтовками SIG SG-550, SG-551, SG-552, всеми их модификациями, а также помповыми ружьями. Между прочим, это местное оружие считается одним из самых надежных в мире.
Самое интересное в том, что никто в Швейцарии точно не знает, сколько вообще на руках у населения оружия. Национального регистра вооружений в стране не существует (кстати, референдум, в случае победы, мог бы санкционировать его создание, ввести запрет на продажу автоматических винтовок и ружей помпового действия).
Известно лишь, что "армейских стволов" примерно 2,3 млн штук. Статистику розданного ведет армия. Для страны с населением в 7,5 млн человек это очень много, даже если не учитывать другое находящееся на руках оружие, типа охотничьего и спортивного.
Американцам такое и не снилось
Швейцария - одно из немногих государств Европы, где служба в армии является обязательной для всех без исключения 18-20-летних. На период сверхсрочной службы (4-5 месяцев) и службы в резерве выдаваемое оружие хранится дома. Все швейцарцы попадают в резерв и проходят регулярную, раз в два года, трехнедельную переподготовку. По достижении "непризывного возраста" (42 года) они могут выкупить "свое" оружие по бросовым ценам. Что большинство и делает. В кадровой армии насчитывается 5 тыс человек, в резерве примерно 240 тыс, в силах гражданской обороны еще около 280 тыс. Мобилизовать швейцарцы могут 2,1 млн человек.
Т.е., судя по оружейной статистике, поголовно все "призывные мужчины" имеют оружие. Такой массово вооруженной страны ни в Европе, ни в мире больше нет.
Даже Америку трудно сравнить со Швейцарской конфедерацией. Там, возможно, и больше стволов - примерно 120 млн на более чем 300 млн населения. Но в Швейцарии речь идет об автоматическом штурмовом оружии, которым владеет почти треть населения! Даже американцам такое не позволено.
Но у швейцарцев собственная концепция своего права на хранение оружия дома. И она очень сильно отличается от американской, построенной на личном (как выражаются в США, "богом данном") праве каждого на собственную безопасность. Для хранителей мировых денег, изготовителей часов и сыра здесь главное не в защите себя, а в обеспечении национальной безопасности. У швейцарцев даже государственный девиз "Unus pro omnibus omnes pro uno" или "Один за всех, все за одного". Для швейцарца винтовка дома - это часть коллективной системы национальной безопасности. Между прочим, о чем-то подобном мечтал и наш незабвенный Лейба Давидович Троцкий, когда вынашивал идею создания неких военизированных поселений вольных хлебопашцев-воинов. Слава богу, что не удалось.
Завещание Вильгельма Телля
"Военное лобби" утверждает, что все это - часть швейцарской национальной культуры и традиции еще со времен легендарного национального героя Вильгельма Телля (кстати, для французской трети он - Гийом, а для итальянской - Гийельмо), и рушить эту традицию не позволено никому. В Швейцарии, между прочим, регулярно происходят рецидивы поисков следа славного арбалетчика и лучника Вильгельма Телля, якобы застрелившего в 1307-м наместника германского императора в стране, некоего Геслера (австриец). Того самого, который заставил его сбивать яблоко с головы собственного сына. Будет искренне жаль, если швейцарцы все-таки докопаются до истины и позволят историческим фактам разрушить такую прекрасную легенду.
Противники домашнего складирования таких смертоносных инструментов, говорят, что именно по причине "оружия дома" из общего числа самоубийств в стране (1300 в прошлом году) четверть совершается с применением огнестрельного оружия. Но статистика отнюдь не говорит о том, что для таких счетов с жизнью используется именно армейское вооружение. Да и правительство в 2008-м году приняло закон, которым резервистам и солдатам запрещается хранить дома амуницию. Во избежание. Без пуль автоматы все-таки не стреляют.
Невероятный швейцарский парадокс. Это самая демократическая из всех демократических стран мира, самая нейтральная и одновременно самая вооруженная до зубов. В буквальном смысле.
В республике, где действует единственная в мире система прямой демократии, существует два типа референдумов: обязательные и факультативные. Обязательные проводятся в каждом случае, когда требуется изменить конституцию или утвердить международные договоры. Факультативные, по законам страны или кантона, может инициировать любой человек или партия, при условии, если они наберут 50 тыс подписей в поддержку голосования по теме.
Швейцария вообще страна гармонических несоответствий. Даже ее официальное название не отражает ее государственной сути. Что не мешает республике спокойно жить и развиваться. Швейцарская конфедерация - не совсем точное определение для страны, у которой не конфедеративное, а федеративное устройство. Конфедерация тихо умерла еще в 1848-м году.
"Это важный показатель доверия к нашим солдатам", так прокомментировал итоги волеизъявления депутат от Христианской народной партии Пиус Сегмюллер (между прочим, бывший командующий папской Швейцарской гвардией). Эти солдаты существуют, чтобы быть готовыми в любой момент защитить Швейцарскую конфедерацию от посягательств со стороны враждебных соседей. Правда, никто из энтузиастов "арсеналов на дому" не может конкретно указать, кто из соседей может посягнуть на конфедерацию. Навряд ли до такого сумасшествия дойдут Германия, Австрия, Франция или Италия. Они и есть ближайшие соседи. Других у швейцарцев просто нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции