Рейтинг@Mail.ru
В тихом озере - РИА Новости, 10.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В тихом озере

© Фото : Двадцатый Век ФоксНатали Портман в фильме Даррена Аронофски "Черный лебедь"
Натали Портман в фильме Даррена Аронофски Черный лебедь
Читать ria.ru в
Дзен
На российские экраны выходит "Черный лебедь" Даррена Аронофски ("Реквием по мечте", "Рестлер", "Фонтан") - эстетский мистический триллер с Натали Портман в главной роли. "Гений или безумство?" - не может решить режиссер, рассказывая историю болезни юной балерины и подкидывая зрителям по ходу фильма эффектные, но далекие от эстетики сцены с отрыванием ногтей и растущими из спины перьями.

Тамара Бараненкова

На российские экраны выходит "Черный лебедь" Даррена Аронофски ("Реквием по мечте", "Рестлер", "Фонтан") - эстетский мистический триллер, способный заинтересовать поклонников Фрейда и любителей балета. "Гений или безумство?" - не может решить режиссер, рассказывая историю болезни юной балерины (Натали Портман) и подкидывая зрителям по ходу фильма эффектные, но далекие от эстетики сцены с отрыванием ногтей и растущими из спины перьями.

Главная героиня Нина - гений самоконтроля и воплощение амбиций собственной матери, бросившей сцену во время беременности и окружившей дочь неусыпной заботой. В свои 20 с небольшим Нина скорее похожа на ребенка с вечно испуганными глазами, нежели на женщину. Все свои дни девушка проводит в репетициях - она много работает и мало улыбается, но камера, скользящая за ней по коридорам дома, метро и балетных классов в рассеянном тусклом свете, выхватывает то изящный затылок, то тонкие плечи с намеком, что и в тихом омуте черти водятся.

И об этих чертях сама Нина предпочла бы не знать, если бы не новая роль, наконец доставшаяся ей после долгих трудов, - партия в новой версии знаменитого балета Чайковского. Два главных образа – Черного и Белого лебедя – на сцене традиционно воплощает одна балерина. По лежащей в основе либретто "Лебединого озера" легенде о принце, влюбившемся в одну девушку и по ошибке поцеловавшем другую, Одетта и Одиллия похожи между собой как две капли воды. Но если роль Одетты практически создана для Нины, то для образа Черного лебедя, Одиллии, ей недостает энергии и страсти. То и дело вглядываясь в собственное отражение в зеркале, словно пытаясь найти там двойника, способного спасти ее карьеру, Нина все больше погружается в глубины, где превращение на сцене неотделимо от превращения в жизни. Помогают ей в этом балетмейстер-искуситель Томас Лерой (Венсан Кассель), невольно выступающий катализатором ее безумия, и словно идеально созданная для роли Черного лебедя, раскрепощенная и сексуальная соперница Лили (Мила Кунис), интимная сцена с которой подогревала интерес к картине задолго до ее выхода.

Доказать, что она лучшая, становится для Нины жизненной необходимостью - несмотря на то, что собственную амбициозность она скрывает даже от самой себя. Все границы постепенно исчезают: грань между балетом и жизнью, Ниной и не-Ниной, между тем, что она думает о себе сама и тем, что скрывается в ее душе. Аронофски внимательно следит, как почва уходит у героини из-под ног: чем ближе дата ее премьеры, тем осязаемее видения и тем опаснее она сама в образе хищного Черного лебедя с забеленным лицом. 

Балет у Аронофски — яд и противоядие одновременно: это мир, захватывающий без остатка, не отпускающий ни на секунду, мир двойственный, как и человеческая натура. Аронофски показывает и его красоту - все, чем грезят маленькие девочки и балетные эротоманы: магию закулисья и сцены, шелест пачек, свет рампы,  аплодисменты и признание. И его изнанку - изнуряющую работу, зависть конкуренток, всегда готовых написать тебе пару нелестных слов губной помадой на зеркале женского туалета, жизнь балерин, после долгого дня мешающих алкоголь с наркотиками в баре.

Сюжетную основу режиссер украшает аллюзиями на балет Чайковского, порождениями собственной фантазии и деталями, которые несомненно оценил бы Фрейд, хотя ставить диагноз своей героине – гениальность или шизофрения (раздвоение личности? паранойя?) - режиссер не торопится. Первое и второе для него, в конце концов, одного поля ягоды.

В большинстве недавних призовых баталий, главной из которых стал "Золотой глобус", триллер Аронофски уступил картинам "Король говорит" Тома Хупера и "Социальной сети" Дэвида Финчера по всем фронтам, кроме номинации "лучшая женская роль". В преддверии решающей битвы – церемонии вручения "Оскаров", где "Черный лебедь" претендует на "лучший фильм", "лучшего режиссера" и "лучшую актрису" (и в случае победы статуэтка наконец появится у Натали Портман) - хореографическая фантазия в багровых тонах выходит в отечественный прокат. 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала