Более ста вузов и инновационных предприятий примут участие в первом Всероссийском фестивале наук. О его задачах, подходах к научной работе с молодыми талантами, Всероссийском движении олимпиад школьников и качестве школьного образования рассказал в интервью РИА Новости инициатор Фестиваля наук, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.
- Виктор Антонович, вы стояли у истоков учреждения фестиваля науки в МГУ. В чем его значение?
- Действительно, в 2007 году Фестиваль впервые в России был проведен в Московском университете. Всего под эгидой МГУ их проведено пять, а общее число участников превысило миллион. В апреле 2010 года на заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию по нашему предложению президент России Дмитрий Медведев принял решение придать фестивалю Всероссийский статус.
Фестиваль несет молодому поколению послание о том, что знание – это основа развития человечества и становления личности.
Для старших поколений, которые выросли в атмосфере культа знаний, это очевидно. Ученые были для нас небожителями! Фильм "Девять дней одного года" о физиках-ядерщиках мы смотрели много раз, и всегда с восторгом! Сегодня это важно донести до молодых поколений.
Ведь не секрет, что призыв массовой культуры "развлекаться и не напрягаться" коснулся интеллектуальной жизни общества, по сути, совершив его расслоение по критерию "homo sapiens - homo ludens" (человек думающий и человек играющий). Возник узкий круг интеллектуалов, обеспечивающих прогресс в технологиях и культуре, и широкий круг "остальных".
- Это проблема России? Или других стран она тоже коснулась?
- Судите сами. Совсем недавно, выступая перед Конгрессом, президент США Барак Обама назвал одной из основных проблем современной Америки падение уровня образования. Он даже назвал положение вещей "ситуацией Спутника", вспоминая слова Кеннеди о том, что борьба за космос была проиграна Советскому Союзу за школьной партой. Это, конечно, не значит, что сегодня, как в середине 20 века, наше школьное образование лучшее в мире, но это говорит о том, что падение уровня образованности детей наблюдается повсеместно. Но ситуация небезнадежна.
Собственно, идея проведения Фестиваля науки возникла в МГУ как первый шаг в деле восстановления интеллектуальной культуры общества и популяризации науки. Ведь психология детей такова, что если им показать что-то увлекательное, в частности, из науки, они с большим желанием окунутся в нее. Потому что сознание ребенка так устроено: узнать, как устроена игрушка, почему люди не летают, почему не падает самолет?.. И, получая первый ответ, ребята начинают погружаться в это со всем своим рвением.
- То есть фестиваль можно назвать мостом в науку?
- Конечно, в этом, собственно, состоит вторая задача Фестиваля - поиск талантливых детей, востребование их таланта и стремлений на поле науки.
Вы только представьте, что переживает школьник, показывая результат своего первого исследования профессорам и академикам – модель или опытный образец! Сам факт встречи с учеными имеет колоссальное значение для формирования личности ребят, а беседа или лекция может стать определяющей в становлении жизненной траектории. Ведь в жизни каждого было какое-то знаменательное событие или встреча, определившая весь дальнейший путь. И я мечтаю о том, чтобы Фестиваль науки стал для тысяч российских детей местом, где такие встречи состоятся.
- Что еще следует предпринять, чтобы привлечь молодежь в науку? Как строить эту политику?
- Вы правы, здесь разовыми акциями не обойтись. О том, что в нашей стране должна быть создана система работы с талантами, в том числе с научными талантами, на упомянутом мною совещании говорил президент. Все поддержали такой подход. Вообще я считаю, то заседание неким отправным пунктом, который дал большой импульс работе с детьми.
Тогда в своем выступлении я предложил опираться на олимпиады как основу системы поиска талантов. Потому что уже сейчас олимпиадное движение охватывает все федеральные округа. Широко применяются дистанционные формы участия. В этом году появился заочный тур. И знаете, уже налицо потрясающие результаты, например, в 2011 году в первом заочном туре межрегиональной олимпиады "САММАТ", которая организуется самарскими вузами, приняли участие более 8 000 школьников, тогда как в 2010-м – 1800. И пусть в этом году в очный тур пройдут далеко не все, но рост активности ребят очевиден. А чем больше детей приходит на олимпиаду, тем больше шансов не упустить наших звездочек.
- Некоторые считают, что главная цель олимпиадников - получить льготу для поступления.
- Не согласен! Что движет восьмиклассниками, которые идут на олимпиаду? Или теми, кто участвует и побеждает в пяти олимпиадах одновременно? Безусловно, желание испытать себя, желание добиться результата в интересной области знания. И это уже забота педагогов и наставников – подхватить такого ребенка и вести дальше.
К тому же Совет олимпиад в своей политике последовательно отделяет олимпиады от поступления в вуз: мы предложили зафиксировать победителям олимпиад право поступать только в один вуз - важно, чтобы поступление было осознанным и последовательным шагом. А в рамках обсуждения нового законопроекта об образовании мы предложили давать льготнику право на внеконкурсное поступление при условии получения им баллов, сопоставимых с баллами абитуриентов, не имеющими льгот. Потому что нам в равной степени ценен каждый ребенок, который проявляет жадность к знаниям.
- Вы считаете систему олимпиад сложившейся?
- Я считаю, что мы прошли самый сложный этап – становления системы интеллектуальных соревнований. Всероссийская олимпиада адаптировалась к постсоветским условиям, а олимпиады, организуемые вузами, выработали единые принципы и стандарты работы. Укрепление системы интеллектуальных соревнований подтверждается показателями динамики развития олимпиад, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РОСШ): в 2008-2009 учебном году в них приняли участие 420 тысячи ребят, в 2009-2010-м – около 500 тысяч. Очевидно, что, в текущем году эта цифра превысит 700 тысяч, что подтверждается предварительными экспертными расчетами.
Сегодня для проведения олимпиад школьников у нас есть все: критерии качества, механизмы контроля, полностью отлаженные все процедуры. Главное, конечно, есть уникальные люди. Когда в декабре проходил Всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад, я еще раз убедился: олимпиадники – это особые педагоги. Это люди, в которых в полную силу горит огонь профессии. И, конечно, он передается детям.
- Если олимпиады – основа системы работы с талантливыми детьми, то что еще можно включить?
- Мне кажется, ключевым вектором должна стать связка "школа-вуз". Во-первых, это будет работать на повышение качества общего образования. Во-вторых, вузы уже имеют колоссальный опыт работы с талантливыми детьми.
А потом, соединение школы и вуза - это просто сущностная потребность нашего классического образования. Если помните, Ломоносов, создавая Московский университет, создал при нем гимназию. Эта модель была гармонично воспринята нашим образованием. Ее вершиной стало создание в советское время СУНЦев при университетах, то есть специализированных школ для одаренных ребят. В СССР их было четыре. Сегодня один из них успешно работает при МГУ – это школа Колмогорова, другие в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Еще один в Киеве… Насколько я знаю, сегодня вузы подхватили идею создания таких школ, пусть меньших по масштабу, и это не может не радовать. Ведь ученики этих школ – уникальные дети, они традиционно побеждают на международных олимпиадах. К примеру, ученики Колмогоровской школы стабильно становятся победителями и призерами международных интеллектуальных соревнований. У этих ребят большое научное будущее.
- Виктор Антонович, в этих школах учатся ребята, которые себя уже зарекомендовали. А что доступно для рядовых школьников?
- Здесь я обращусь к практике Московского университета. Работу с талантливыми детьми университет вел всегда, но, учитывая масштабные задачи программы развития МГУ до 2020 года, которая предполагает совершенно новое качество выпускников – в умении мыслить, ставить серьезные задачи и решать их – мы это направление работы усилили. Создано специальное управление, которое системно организует такую работу.
Приведу несколько примеров. У нас активно работают классы при механико-математическом факультете МГУ. Их создавали еще в конце 80-х годов, но в наше время они обрели новое дыхание, и такие классы открылись в целом ряде московских школ. Наши кандидаты и доктора физико-математических наук - преподаватели мехмата МГУ по авторским программам ведут преподавание математики, физики, информатики, проводят большую внеклассную работу. На мой взгляд, уникален сам стиль преподавания, который не имеет ничего общего с рутинным "прохождением материала" и "натаскиванием" на конкретные виды задач. Многие выпускники этих математических классов продолжают обучение в лучших вузах Москвы.
Еще одна наша гордость – Малый мехмат. Это система математических кружков и заочного математического образования. Он был создан в 1934 году, когда одновременно с олимпиадами стали развиваться школьные математические кружки при вузах. Сегодня на Малом мехмате работает лекторий, проводятся групповые и индивидуальные занятия, идет дистанционная работа, а для ребят, показавших самые высокие результаты, во время каникул организуются Летние школы. Всего в течение года на Малом мехмате обучается более 2000 человек! Кстати, обучение является бесплатным, а конкурсный отбор не проводится. Тем самым решается задача доступности мероприятия при полном обеспечении университетом высокого уровня качества занятий. Наши преподаватели всегда стараются выйти за рамки школьной программы по математике, справедливо полагая, что путь в науку - это путь преодоления трудностей.
- А по другим предметам?
- Практически все естественнонаучные факультеты МГУ активно сотрудничают с московскими школами - химический, биологический, геологический, географический. Ученые физического факультета преподают в 20 школах. Факультет психологии тоже ведет свою работу в школе. А ведущие сотрудники и преподаватели астрономического отделения физического факультета на протяжении последних лет регулярно выступают с обзорными научно-популярными лекциями в Центральном лектории Политехнического музея и в Планетарии культурного центра вооруженных сил. При астрономическом институте имени Штернберга более 15 лет работает Вечерняя астрономическая школа.
Гордость МГУ – "Школы юных", причем они работают не только на естественнонаучных, но и на гуманитарных факультетах. Для примера назову Школы юного философа, политолога, историка, филолога, экономико-математическую школу, а на факультете иностранных языков и регионоведения работают школы юного испаниста, итальяниста, германиста и клуб переводчика. Как видите, университет создает все условия для того, чтобы привлечь школьников к науке и дать им возможность проявить себя.
- То, о чем вы рассказываете, это проверенные временем формы работы…
- И очень действенные. Но мы развиваем их, используем возможности информационных технологий. Но, еще раз скажу, наука – это то, что окрыляет и вдохновляет, и это очень нужно нашей молодежи. Чрезвычайно важен непосредственный контакт с преподавателем, обязателен эксперимент.
Возьмите, к примеру, геологию. Нельзя постичь эту науку, не участвуя в экспедициях, не наблюдая за природой. Поэтому наша школа юного геолога не только организует лекционно-кружковую работу, а проводит в дни каникул учебные геологические практики и исследовательские экспедиции. Сначала ребята наблюдают за жизнью моря, ветра другими процессами, учатся вести записи в полевом дневнике, описывать и коллекционировать породы. Потом знакомятся с их добычей на действующих рудниках и обучаются методам полевых геологических работ. Старшие ребята даже выполняют задания геологических организаций. Материалы, собранные в этих экспедициях, потом ими обрабатываются в лабораториях и становятся темой исследовательских работ. Я знаю, что только за последние несколько лет ребята побывали на Урале, в Крыму, Карелии, Мурманской и Калининградской областях, Краснодарском крае. Конечно, для них это незабываемо! И уже дает свои плоды - к геологии стал серьезно расти интерес школьников.
- Виктор Антонович, а молодежь с опытом такой работы, придя в вуз, отличается от других студентов?
- Отличается тем, что у этих ребят есть так называемый "подход исследователя". Они не просто изучают тот или иной феномен, а воспринимают его как часть единой научной картины, которую для себя формируют. Они активны в получении знаний, всегда ставят много вопросов, пытаются докопаться до самой сути. Многие из них участвуют в студенческих олимпиадах и турнирах. Но главное, они, даже будучи студентами, уже являются исследователями, радуя своими скромными, но важными открытиями научных руководителей.