МОСКВА, 7 фев - РИА Новости. Дмитрий Гаев, который с 1995 года руководил московским метрополитеном, с понедельника уволен по собственному желанию, на его место придет бывший начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин. О деятельности нового руководства метро пока говорить рано, зато самое время подвести итоги работы экс-начальника столичной подземки за 15 лет.
Достижения:
1. Новые станции
За время работы Гаева на посту главы московского метрополитена в подземке появилось около 30 новых станций, больше всего - на Люблинской линии, причем станция "Кожуховская" стала самой дорогой по стоимости строительства, смета при ее возведении была превышена вдвое. Второй по количеству построенных станций стала Арбатско-Покровская линия, где было открыто семь новых станций, в том числе новый строгинско-митинский участок, который привел метро в Митино. На Филевской линии открылись две станции - "Международная" и "Выставочная". Кроме того, метрополитен при Гаеве сильно "разросся" и на юг столицы: с учетом станций легкого метро "серая" линия выросла почти на 10 станций. А на севере города был построен монорельс, который заработал в 2004 году и соединил Серпуховско-Тимирязевскую ветку с Калужско-Рижской.
2. Первая линия легкого метро
При Гаеве в Москве появилась и первая линия легкого метро - в районе Бутово, на юге столицы. Она была открыта в декабре 2003 года и в настоящее время насчитывает пять станций: "Улица Старокачаловская", "Улица Скобелевская", "Бульвар адмирала Ушакова", "Улица Горчакова" и "Бунинская аллея". Общая длина ветки - 5,5 километра, и за исключением подземного участка длиной 1,8 километра вся трасса проходит по эстакаде. Между тем, через год после ввода в эксплуатацию линии легкого метро специалисты сделали заключение, что шум от поездов превышает допустимый уровень. В связи с этим осенью 2005 года были проложены бесстыковые пути, позволяющие снизить уровень шума. Несмотря на это, в 2008 году Юрий Лужков, будучи мэром Москвы, заявил о возможном продлении ветки легкого метро в район Южное Бутово.
3. Поезда нового поколения
Все чаще в московском метрополитене можно увидеть новые комфортабельные поезда "Русич", которые начали курсировать в 2003 году. В апреле 2010 года их число достигло 10% от общего количества составов. "Русичами" изначально комплектовалась Бутовская линия, ими почти полностью оснащены Арбатско-Покровская и Филевская ветки, также "Русичи" курсируют по Кольцевой. Вагоны "Русич" имеют современный дизайн, систему кондиционирования салона. Сам вагон состоит из двух секций, между которыми расположена гармошка, благодаря чему он длиннее обычного, при этом состав получается более маневренным. В мае 2010 года, в день 75-летия столичной "подземки", пассажиры увидели метропоезд нового типа с системой обеззараживания воздуха. Он более комфортабельный, имеет систему климат-контроля, мощную информационную систему, а также новый принцип освещения салона.
4. Тематические составы
Также в столичном метро реализуется программа замены устаревших эскалаторов, некоторые из которых можно отнести к раритетам, постепенно на их место ставят современные механизмы. Одновременно работы ведутся не более чем на двух станциях метро, которые должны находиться на разных ветках. Уже произведена замена эскалаторов целого ряда станций: "Автозаводская", "Новокузнецкая", "Белорусская"-радиальная, "Динамо", "Театральная", "Чистые пруды", "Красные ворота", "Курская"-радиальная, "Павелецкая", "Площадь Революции", "Лубянка", "Охотный ряд", "Семеновская", "Маяковская", "Таганская"-кольцевая, "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, "Добрынинская", "Электрозаводская", "Курская"-кольцевая, "Октябрьская"-кольцевая и в переходе между станциями "Белорусская" Кольцевой и Замоскворецкой линий". Замена эскалаторов и реконструкция вестибюлей в ближайшее время ждет восемь станций московского метро, уже закрылась на реконструкцию одна из старейших станций подземки "Парк культуры"-кольцевая.
6. Реконструкция станций
Реконструкция станций метро в Москве ведется регулярно. За последние 15 лет, что подземкой руководил Гаев, многие станции пережили как масштабный, так и локальный ремонт. В частности, полностью были закрыты для входа и выхода пассажиров в течение года станции "Семеновская" и "Электрозаводская" Арбатско-Покровской линии, в начале февраля 2011 года та же участь постигла станцию "Парк культуры" Кольцевой линии. Помимо этого, реконструкция охватила большое количество вестибюлей станций метро, например, на "Соколе" и "Маяковской " Замоскворецкой линии, на "Площади революции" Арбатско-Покровской линии, "Октябрьской" и "Курской" Кольцевой линии и несколько других.
7. Новые турникеты
Модернизация подземки коснулась и системы контроля прохода пассажиров. Первые турникеты нового образца в московском метро пришли на замену старым в сентябре 1991 года. В 2007 году в московском метро появились турникеты, которые отображают оставшееся на проездном число поездок. В последние годы на новых и реконструируемых станциях устанавливают новые турникеты со створками из ударопрочного стекла, которые выше, чем на старых турникетах, и не позволяют "зайцам" перемахнуть через турникет или пролезть снизу.
8. Информационные колонны
В период руководства Гаева в московском метрополитене был создан ситуационный центр, объединивший единую систему теленаблюдения, систему тревожных кнопок и диспетчерской связи, он начал работать в 2005 году и должен был повысить уровень безопасности в подземке. В частности, красно-синие стойки с надписью SOS, установленные в вестибюлях станций, служат средством связи пассажира с сотрудниками ситуационного центра. После терактов на "Лубянке" и "Парке культуры" 29 марта 2010 года, жертвами которых стали 40 человек, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. Пилотный проект по оснащению метро современными системами безопасности реализуется на станции "Охотный ряд" Сокольнической линии, в декабре 2010 года там появился пункт досмотра пассажиров с датчиками радиационно-химического контроля. Опытная эксплуатация завершится до 1 апреля 2011 года, а в будущем такая система будет доработана и внедрена на других станциях столичной подземки. МЧС планирует внести изменения в технических регламент для того, чтобы новые станции метро открывались уже оснащенными системой защиты населения.
9. Перегородки безопасности
Кроме того, для безопасности пассажиров в "часы пик", когда на платформах и в залах станций образуются толпы пассажиров, с 2008 года в метро начали устанавливать специальные перегородки, защищающие людей от падения на пути. Такими ограждениями оборудуют все новые станции, в частности, их можно увидеть на платформах новых станций метро: "Славянский бульвар", "Строгино", "Волоколамская", "Митино", "Достоевская", "Марьина роща", "Мякинино", "Деловой центр".
10. Подъемники для инвалидов
Безбарьерную среду для инвалидов начали создавать не только в наземном транспорте города, но и в подземке. Все новые станции московского метро планируется оборудовать специальными лифтами для инвалидов и пассажиров с детскими колясками. В 2004 году единственной станцией, которая была оборудована таким подъемником, была "Алтуфьево" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Кроме того, платформы столичного метро планируется оснастить специальными пандусами, которые значительно облегчали бы передвижение инвалидов в вагоны метро.
Недостатки:
1. Небезопасное метро
В период работы Гаева на посту начальника московского метро в подземке произошло несколько крупных терактов, которые унесли жизни более 90 человек (не считая взрыва в переходе на Пушкинской площади): в июне 1996 года - на перегоне между "Тульской" и "Нагатинской", в январе 1998 года - на "Третьяковской", в феврале 2001 года взрыв прогремел на станции "Белорусская"-кольцевая, в августе 2004 года - у входа на станцию "Рижская", а в феврале этого же года - в поезде между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", и в марте 2010 года - на станциях "Лубянка" и "Парк культуры". Почти во всех случаях взрывы устраивали террористы-смертники, которым удавалось проникнуть в метро.
2. "Долгострой" в подземке
Новый мэр Москвы Сергей Собянин, который начал активно заниматься решением транспортных проблем столицы, остался недоволен темпами строительства московской подземки. Так, если при Гаеве за 15 лет было открыто около 30 станций метро, то Собянин поставил задачу построить 35 новых станций до 2015 года (более 50 километров линий в общей сложности). Для "шаговой доступности" москвичам не хватает свыше 100 километров метрополитена, сейчас его протяженность составляет около 300 километров. Теперь власти города намерены строить 15 километров метро в год против четырех при Гаеве.
В частности, Собянин раскритиковал ситуацию со строительством участка Калининской ветки метро "Новогиреево" - "Новокосино" и потребовал от Гаева сократить сроки его прокладки с 36 до 24 месяцев. Так, "Новокосино" планировалось открыть в 2010 году, но строительство было заморожено, станция должна быть открыта не позже 2012 года, то есть на два года позже, чем предполагалось. Новый участок Арбатско-Покровской линии, долгожданный для жителей удаленного района Митино, достроили лишь к концу 2009 года: станции "Волоколамская", "Мякинино" и "Митино" были заложены еще в 1980-х годах, однако из-за недостатка финансирования строительство возобновилось только в 2007 году. Кроме того, из-за нехватки средств в кризис дважды переносились сроки введения в эксплуатацию станций "Достоевская" и "Марьина Роща" на Люблинско-Дмитровской линии, которые в итоге открылись в июне 2010 года.
3. Дорогое метро
Собянин также остался недоволен тем, что у метро нет готовой проектной документации по дальнейшему строительству. Столичный градоначальник решил изменить подходы к метростроению, в том числе переходить к строительству станций на основе типовых проектов вместо индивидуальных, что будет и быстрее, и дешевле, по расчетам специалистов, на 20%. Новый мэр Москвы не только призвал строить метро быстрее, но и выделил на его строительство вдвое больше средств, чем при бывшем мэре - около 50 миллиардов рублей на год.
При медленных темпах строительства затраты на возведение некоторых станций московского метро завышались. Так, станция "Кожуховская" Люблинско-Дмитровской линии московского метро, которая была открыта в 1995 году, стала самой дорогой по стоимости строительства в столичной подземке. Как сообщил председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских, "Кожуховская" была построена с превышением стоимости на 225%, то есть более чем в два раза, всего на ее возведение потратили 10 миллиардов рублей. Кроме того, КСП Москвы выявила нарушения в работе московского метрополитена на 3,3 миллиарда рублей за три года.
Между тем, вопрос об увольнении Гаева встал после того, как Генпрокуратура выявила незаконные доходы руководства московского метрополитена. По данным Генпрокуратуры, Гаев за последние десять лет незаконно получил доход в 112 миллионов рублей от возглавляемого им предприятия.
4. Проезд каждый год дорожает
Стоимость одной поездки в московском метрополитене с 1 января 2011 года выросла на 2 рубля - до 28 рублей, а цена месячного проездного без лимита поездок повысилась с 1,48 тысячи рублей до 1,71 тысячи рублей. Таким образом, увеличение стоимости составило 7,6% и 15% соответственно. Годом ранее, в январе 2010 года одна поездка в столичной подземке подорожала на четыре рубля, и составила 26 рублей, то есть стоимость выросла на 18%. За проездной на 10 поездок с 1 января прошлого года москвичам пришлось платить на 20% больше - 240 рублей вместо 200 рублей, билет на 20 поездок вырос в цене на 21% - до 460 рублей против 380 рублей.
В декабре прошлого года Генпрокуратура РФ провела проверку в столичной подземке, по результатам которой, ее представитель Марина Гриднева заявила, что руководство метрополитена заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и необоснованно компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров.
5. Долгая дорога к кассе
За решение вечной проблемы огромных очередей в кассы руководство метро решило взяться еще несколько лет назад. В 2005 году в подземке шла речь об установке 30 автоматов по продаже проездных документов. При этом среднесуточный пассажиропоток в московской подземке составляет 8,4 миллиона человек. В ноябре 2010 года Гаев вновь сказал, что проблема очередей у касс может быть решена за счет внедрения автоматической системы продажи билетов. Однако, как показала практика, автоматы у москвичей особой популярностью не пользуются, а очереди меньше не становятся. Гораздо перспективнее, как считают специалисты, введение оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона: подобную систему запустили в конце 2010 году для пользователей МТС.
6. И душно, и шумно
Несмотря на постоянное строительство новых станций метро, реконструкцию старых и ввод в эксплуатацию современных поездов с кондиционерами, в московском метро по-прежнему актуальна проблема недостаточной вентиляции и шумоизоляции. Так, прошлым летом, которое оказалось аномально жарким, а вдобавок к этому Москва была окутана дымом от подмосковных пожаров, который проникал даже в метро, на некоторых станциях столичной подземки пассажирам было нелегко. При таких условиях система вентиляции в метро не справлялась с нагрузкой, и пассажирам приходилось ходить в марлевых повязках, чтобы не дышать гарью, обмахиваться веерами, максимально обнажаться и брызгать на себя водой. В связи с этим общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало в суд на метрополитен: правозащитники требовали привести температуру помещений метро в соответствие с санитарными нормами, а также снизить уровень шума в вагонах и обновить напольное покрытие.
Посмотрите, как пассажиры подземки спасались от жары >>
Кроме того, пассажиры жалуются на сильный шум - как на станциях метро, так и в поездах. В частности, после строительства легкой линии метро в Бутово специалисты сделали заключение, что шум от поездов легкого метро превышает допустимый уровень.
7. Протечки в метро
В последние годы в столичной подземке были случаи обрушения элементов оформления станций, а также течи грунтовых вод. Лишь в 2010 году было три таких случая, которые получили широкий резонанс. В частности, 2 октября прошлого года на станции "Киевская" Арбатско-Покровской линии обрушилась часть мозаичного панно "Богдан Хмельницкий", тогда же в торцевой стене станции обнаружили небольшую течь. Из-за течей пришлось штукатурить и покрытие путевых тоннелей станции "Маяковская" - всего через несколько месяцев после того, как она открылась после длительной реконструкции. Весной 2010 года из-за нарушения технологии при строительстве произошло обрушение штукатурки в подуличном переходе станции московского метро "Митино". Площадь обрушения составила более четырех квадратных метров.
8. Незаконная реклама
За 15 лет руководства московским метро Гаеву не удалось положить конец незаконному размещению рекламы в вагонах и на эскалаторах. Рекламные флаеры продолжают расклеивать над дверьми составов. Потом их не без труда пытаются убрать сотрудницы метро, используя лезвия, тряпки и мыльные растворы. И хотя за незаконное распространение рекламы грозит административная ответственность, о чем предупреждают пассажиров, незаконной рекламы в поездах меньше не становится.
9. Нелегальная торговля
Не миновала московскую подземку и незаконная торговля. Не говоря уже о торговцах в переходах станций и возле входов-выходов метро, нелегальных предпринимателей можно встретить даже в вагонах метропоездов, чаще всего на "открытых" перегонах, подальше от центра. При этом, если "чудо-ручки", массажеры для головы и лупы у пассажиров не пользовалась большой популярностью и довольно быстро исчезли из вагонов, то продажа аттестатов, дипломов и курсовых работ между станциями метро, а также цветов и прессы продолжается, несмотря на милиционеров, дежурящих на станциях.
Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин не раз критиковал ситуацию с торговыми палатками в переходах и рядом со входами в метро. Такие объекты мешают проходу пассажиров и распространяют некачественную продукцию. Однако на сегодняшний день, когда практически все незаконные киоски из 25-метровой зоны метро исчезли, то палатки в переходах все еще работают.
10. "Люди в пачкающей одежде"
Так называют по громкой связи в метро лиц без определенного места жительства, которым находиться в подземке запрещено. Однако эта проблема в московской подземке остается актуальной с начала 90-х годов. Традиционно, особенно в холодное время года, мороз заставляет многих бродяг спускаться в подземку, спать в вагонах или на лавках станций и греться у решеток вентиляции, что, естественно, доставляет неудобства другим пассажирам. Этой зимой ситуация не изменилась: когда в декабре почти повторился рекорд мороза 80-летней давности и столбики термометра достигли отметки минус 23,6 градуса, число бездомных в метро увеличилось в несколько раз. И хотя социальные работники и волонтеры периодически организуют пункты помощи или пытаются отправить бродяг в соцучреждения, меньше их в подземке не становится.