МОСКВА, 3 фев - РИА Новости. Пример для подражания, образец святого служения профессии, настоящая примадонна - именно так называют коллеги и друзья скончавшуюся в четверг артистку оперетты Татьяну Шмыгу, которая подняла этот жанр на новую высоту.
Ей было 82 года, и она до последнего дня выступала на сцене, отдав более полувека Московскому театру оперетты. По словам заместителя директора театра Валерия Сазонова, Шмыга была единственной в России актрисой такого уровня. "Это колоссальная потеря не только для нашего театра, но и для оперетты вообще", - сказал он РИА Новости.
В театре, где все партии в исполнении Шмыги становились звездными, создана специальная комиссия по организации церемонии прощания и похорон прославленной артистки.
Одним из первых свои соболезнования близким и поклонникам Татьяны Шмыги выразил президент России Дмитрий Медведев.
Браво, Карамболина!
Перед талантом и трудоспособностью Шмыги преклонялось не одной поколение оперных певцов. Не зря она была единственной в России артисткой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России им. М. Глинки.
По словам руководительницы оперной труппы Большого театра, народной артистки СССР Маквалы Касрашвили, Шмыга всегда служила артистам примером для подражания.
"Я никогда не была с ней лично знакома, но всегда преклонялась перед ней. До самых последних дней она блестяще выглядела, была в прекрасной форме. Шмыга всегда была для нас нестареющей, вечно молодой и красивой - и такой она останется в нашей памяти", - сказала РИА Новости Касрашвили.
Оперная певица Любовь Казарновская отметила, что в мыслях она преклоняет колени и снимает шляпу перед талантом Шмыги.
"Шмыга - это образец жизни в профессии. Она была совершенно уникальная артистка, лицо российской и советской оперетты в течение многих лет и даже поколений", - сказала РИА Новости Казарновская.
Она напомнила слова Любови Орловой, которая говорила когда-то, что "для оперетты должна быть синтетическая артистка, которая первоклассно играет, первоклассно выглядит и первоклассно поет - все это было у Татьяны Ивановны".
Настоящая примадонна
По словам певца Иосифа Кобзона, именно Шмыга была настоящей примадонной сцены.
"Мы присваиваем эти звания нашим популярным звездам - это не соответствует тому, кем была Татьяна Ивановна на протяжении многих лет", - сказал РИА Новости Кобзон.
Как заметил композитор Максим Дунаевский, артистов, для которых, как для Татьяны Шмыги, хочется писать музыку, остается все меньше.
"Шмыга имела долгий и счастливый век в профессии, была признана и любима, несмотря на то, что опереточный жанр - не самый популярный в России", - сказал он РИА Новости.
"У нас вообще мало артистов синтетического жанра, которые бы и пели, и танцевали и играли", - поделился своими наблюдениями Дунаевский, сравнив кончину Шмыги с уходом эпохи.
Жизнь на сцене
Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. В детстве она начала брать частные уроки пения, впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии. В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе, где она занималась у Д. Белявской, И. Туманова и С. Штейна. По окончании института в 1953 году Шмыга попала в труппу Московского театра оперетты, где ее заметили после первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Григория Ярона.
В театре она встретила своего будущего второго мужа, певца Владимира Канделаки, который впоследствии возглавил труппу. Вместе они прожили 20 лет. Первым мужем артистки был журналист Рудольф Борецкий, а после развода с Канделаки она вышла замуж в третий раз, за композитора Анатолия Кремера.
Долгие годы Шмыга оставалась примой театра. На ее счету звездные партии в опереттах - Адель в "Летучей мыши", Валентина в "Веселой вдове", Анжель в "Графе Люксембурге". Ее визитной карточкой считалась ария "Карамболина, Карамболетта".
Во второй половине 60-х годов, при участии нового главного режиссера театра Георгия Ансимова, она начинает вступать в новом жанре - мюзикле. В феврале 1965 году в театре состоялась премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Лоу, где пела Элизу Дулиттл.
В кино Шмыга пришла в 1962 году, когда она сыграла эпизодическую роль в фильме Рязанова "Гусарская баллада". Впоследствии Шмыга превратилась в звезду советских музыкальных комедий - "Белая акация", "Цирк зажигает огни", "Конкурс красоты", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты".
Кроме звания Народной артистки СССР она также награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" III степени.
В последние годы жизни Шмыга страдала от проблем с сосудами, а в конце января она попала в реанимацию Боткинской больницы.