ВАШИНГТОН, 3 фев - РИА Новости, Денис Ворошилов. Барак Обама заверил сенат конгресса США в том, что выполнит все требования законодателей, закрепленные в резолюции о ратификации договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Соответствующее письмо глава государства направил сенаторам в среду вечером.
При ратификации договора, которая заняла рекордные для такого документа семь дней и вызвала ожесточенные споры, сенатским демократам удалось сохранить нейтральный характер резолюции, однако в текст парламентского документа были внесены две поправки. Сенаторы потребовали от администрации уделять повышенное внимание модернизации ядерной инфраструктуры США (поправка сенатора Джона Кайла) и провести переговоры с России по устранению диспаритета в области тактических ядерных вооружений - ТЯО (поправка сенатора Джорджа Лемье). Помимо этого, в текст итогового документа из проекта, который составлялся на основе резолюции, принятой ранее комитетом по международным делам, перекочевали два общих утверждения: относительно ПРО и обмена телеметрическими данными. В итоге в резолюции содержится требование к администрации США официально заявить, что СНВ не накладывает ограничений на создание систем ПРО, а также, что США не будут автоматически предоставлять России абсолютно всю телеметрическую информацию о пусках ракет.
Ратификационный документ СНВ Обама подписал в среду днем. Соглашение вступит в силу 5 февраля, после того как американский госсекретарь Хиллари Клинтон и глава российского МИД Сергей Лавров обменяются ратификационными грамотами.
Подписание Обамой документов по договору сопровождалось скандалом в медийном сообществе США. Пресс-служба Белого дома неожиданно объявила церемонию закрытой, допустив на нее лишь нескольких фотографов. Чиновники отказали в доступе не только пишущим журналистам, но и не пустили в Овальный кабинет и телекамеры. Объяснений этому, равно как и официальных сообщений о подписании документа, пресс-служба не предоставила. Более того, о том, что документ подписан, вовремя сообщило лишь одно из западных информационных агентств, получив от своего фотографа сообщение и фотоснимок с Обамой, госсекретарем Хиллари Клинтон, главой Пентагона Робертом Гейтсом и сенаторами. В результате Ассоциация корреспондентов Белого дома, объединяющая журналистов "президентского пула", обратилась с письменной претензией к пресс-секретарю президента Роберту Гейтсу. Репортеры обвинили пресс-службу в том, что она намеренна создает препятствия для работы СМИ, опасаясь, что президент может услышать неприятные вопросы, в том числе о реакции США на ситуацию в Египте.
Воля исполнена
В написанном формальным языком письме затронуты все темы, которые волновали сенаторов во время ратификации. Обама не стал испытывать терпение парламента, и в точности, как предписывалось - до вступления договора в силу и с точностью до знаков препинания - "озвучил" от имени администрации положения резолюции. Формально работа над договором СНВ для администрации США теперь в прошлом, однако содержание письма президента говорит о том, что за ним последует не совсем мягкая реакция Москвы.
Несмотря на то, что в самом договоре содержится некоторая увязка СНВ и ПРО, и этот принцип был главным для РФ, Обама, вторя резолюции, заявляет, что создание систем противоракетной обороны не является причиной для выхода России из нового договора.
"США уверены, что эти системы (ПРО) не угрожают и не будут угрожать стратегическому балансу с Российской Федерацией. Следовательно, США не могут ограничить суверенные права РФ, согласно параграфу третьему главы 14 договора СНВ. США уверены, что продолжающееся усовершенствование и развертывание Соединенными Штатами систем ПРО не является почвой для вопросов относительно эффективности и жизнеспособности договора СНВ, а также не будет основанием для оправдания выхода Российской Федерации из соглашений", - отмечает президент.
Также он заявляет, что США в течение года инициируют переговорный процесс с Россией относительно ТЯО, по запасам и уровню развития которого РФ значительно превосходит США. Этот факт в декабре смутил сенаторов, и они не преминули включить резолюцию такое требование к администрации Обамы.
"США будут добиваться, после консультаций с союзниками по НАТО, но не позднее, чем через один год после вступления в силу договора СНВ, переговоров с Российской Федерацией о соглашении по устранению диспаритета запасов нестратегических (тактических) ядерных вооружений", - соглашается с сенаторами президент.
Реакция России на это уже известна. Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, находясь в Вашингтоне 29 января, заявил российским журналистам, что Россия не считает целесообразным в ближайшем будущем обсуждать возможность заключения какого-либо договора с США по ТЯО.
"Мы даже близко не обсуждаем перспективу заключения какого-либо договора в этой сфере, тем более, что мы еще не знаем как пойдет реализация ратифицированного договора СНВ. Пока мы не увидим, как выполняются принятые в его рамках обязательства и насколько стороны действуют в соответствии с буквой и духом договора, это вообще вопрос не актуальный и преждевременный. Требуется время хотя бы для получения первого опыта в сфере реализации СНВ", - сказал Рябков.
Третий вопрос, который касается сотрудничества с РФ, - обмен телеметрической информацией о пусках ракет. Американские сенаторы испугались тому, что США могут взять на себя обязательство предоставлять РФ в режиме реального времени всю информацию по ракетным пускам.
"До вступления в силу договора СНВ президент должен заверить сенат в том, что этот документ ни в одном пункте и в течение всего срока действия не обязывает США предоставлять РФ телеметрическую информацию", - говорилось в резолюции.
"Новый договор СНВ не требует от США, ни в каком из случаев в течение всего срока его действия, предоставления Российской Федерации телеметрической информации... о запусках любых ракет-перехватчиков..., запусках спутников, датчиков и мишеней для систем противоракетной обороны, а также о запусках во время работы первых ступеней существующих межконтинентальных баллистических ракет, или баллистических ракет морского базирования, перечисленных в восьмом параграфе третьей статьи договора СНВ", - отвечает Обама сенаторам.
Однако, ни резолюция, ни договор не запрещают обмена телеметрией в случае, если такое сотрудничество является необходимым и соответствует положениям СНВ. В этом случае президент должен будет уведомить о предстоящей передаче данных комитеты сената по международным отношениям и вооруженным силам.
Перед этими комитетами президент должен будет также ежегодно отчитываться о выполнении сторонами пунктов договора - уровне вооружений двух стран, динамике сокращений вооружений, а также о том, насколько ответственно российские партнеры выполняют положения договора. Такие отчеты американские президенты должны будут делать не позднее 31 января каждого года. Этот пункт также нашел отражение в письме Обамы.
Внутренние дела
Остальные положения письма отражают опасения сенаторов за судьбу американской ядерной инфраструктуры. Президент отдельным пунктом упомянул о поправке сенатора Кайла.
"Требуется подтверждение того, что президент намерен модернизировать ядерную триаду, в том числе носители стратегических ядерных боеголовок", - гласила поправка, ставшая частью резолюции.
"Я намерен модернизировать триаду средств доставки стратегических ядерных зарядов, включающую: тяжелые бомбардировщики и ракеты воздушного базирования, межконтинентальные баллистические ракеты, атомные подводные лодки, несущие ядерные боезаряды, а также баллистические ракеты морского базирования. Я также намерен поддерживать в надлежащем состоянии производственную базу по изготовлению ракетных двигателей", - ответил в письме Обама.
Тема модернизации ядерной инфраструктуры стала главным предметом торга республиканцев и администрации. После того как, казалось, все положения договора СНВ были согласованы, группа сенаторов во главе с Кайлом заявила, что не поддержит ратификацию, если правительство не пообещает выделить дополнительно более 4 миллиардов долларов на ядерную отрасль. При этом никто из них, говоря об опасениях, что Обама позабудет об атомщиках и военных, не упоминал о том, что несколькими месяцами назад администрация решила выделить 80 миллиардов долларов на поддержание ядерной инфраструктуры и ядерных запасов. Тогда Обама согласился добавить денег, а сегодня, уже официально, пообещал не забывать отрасль.
"Я намерен ускорить, насколько возможно, разработку и сооружение нового здания для исследовательского ядерного проекта Chemistry and Metallurgy Research Replacement, новых мощностей для переработки урана, а также запросить для них полное долгосрочное финансирование", - отмечает Обама.
История вопроса
Президенты России и США подписали новый договор СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Договор одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США. В январе ратификационные документы к договору подписали оба президента - Дмитрий Медведев и Барак Обама.