МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Ответственность и бремя прежде всего финансовых проблем, которые ложатся на туроператоров в форс-мажорных ситуациях, как в случае с Египтом, должны разделять с ними те, кто формирует совместный турпродукт, заявил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.
По его мнению, что совместные меры Минспорттуризма, Ростуризма и РСТ по информированию и обеспечению безопасности российских туристов, находящихся в Египте или собирающихся туда, значительно смягчили удар, нанесенный не только туристам, но и туристическому бизнесу из-за беспорядков в крупных городах этой страны.
Однако материальная ответственность по выплатам денег туристам за несостоявшиеся или неполноценные туры практически полностью сейчас ложится на туроператоров, заметил вице-президент РСТ.
"Нас услышали в Ростуризме и Минспорттуризме, куда были переданы наши рекомендации о разделении ответственности в форс-мажорных ситуациях между партнерами. На самом деле лишь 12% от стоимости турпродукта приходится на долю отправляющего туроператора, примерно 40% - это перевозчик и столько же - средства размещения", - сказал Барзыкин.
По его словам, невозможно заставить египетских отельеров вернуть за неиспользованные номера в отелях хотя бы часть суммы, уже полученной от российских туроператоров, но нужно напомнить принимающей стороне, что россияне остаются наиболее массовой группой туристов, посещающих Страну пирамид.
По данным Ростуризма, только за девять месяцев 2010 года Египет посетили почти полтора миллиона российских туристов, у операторов еще более оптимистичная статистика, по крайней мере была до начала "жасминовой революции" в Тунисе, ставшей своего рода прелюдией к египетскому выступлению народных, алчущих политических и экономических перемен.
"Существует практика подписания Ростуризмом межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере туризма, таковых уже более 70. Мы считаем, что надо изучить возможность включения в подобные документы пунктов, обязывающих туристические власти содействовать возврату денежных средств партнерам в случае возникновения в какой-либо из стран чрезвычайных ситуаций и связанной с этим массовой аннуляцией туров", - сказал вице-президент РСТ, отметив, что для решения этой проблемы турбизнесу необходима помощь государства.
Барзыкин подчеркнул, что абсолютное большинство участников туриндустрии, несмотря на проблемы, принимают заявления о расторжении или изменении договора, что приведет к возврату денег туристам в судебном порядке. Многие клиенты, принимая во внимание сложность ситуации, соглашаются на досудебное решение финансового вопроса. В таком случае речь идет о переносе тура на другое время или замене страны пребывания.
"Туротрасль не в состоянии произвести выплаты всем желающим одновременно. Тогда может произойти не одно громкое банкротство туроператора. Все требования будут удовлетворены, но это произойдет не одномоментно, а в течение какого-то времени", - считает генеральный директор компании "Тез Тур" Владимир Каганер.