МОСКВА, 1 фев - РИА Новости. Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) предлагает внести существенные изменения в закон "О персональных данных" с целью устранить избыточное, на взгляд АРОС, регулирование в этой сфере в отношении коммерческих организаций, из-за которого закон на практике невыполним, сообщила пресс-служба Ассоциации во вторник. Свои предложения АРОС направила в Минкомсвязи и Госдуму.
АРОС не устраивает то, что, согласно закону, правительство РФ должно разработать требования к абсолютно всем информационным государственным и коммерческим системам, обрабатывающим персональные данные и подпадающим под вводимое этим законом определение "оператор персональных данных", при этом должна учитываться специфика деятельности той или иной организации. Эта задача, на взгляд АРОС, практически невыполнима.
"Закон о персональных данных в его нынешнем виде практически не работает, по сути, он "разбился" об административные барьеры, им же самим установленные", - считает президент АРОС Юрий Домбровский, слова которого приводятся в пресс-релизе Ассоциации.
АРОС считает, что потребитель сам ответственен за передачу своих персональных данных коммерческими организациям, к которым относятся и операторы связи, чьи интересы представляет АРОС. На взгляд Ассоциации, потребитель сам должен принимать решение о степени защиты его персональных данных в той или иной компании, о соответствии этой защиты ценам на услуги. АРОС при этом не поясняет, на основе чего потребитель мог бы сформировать взвешенную позицию по данному вопросу.
Федеральный закон номер 152 "О персональных данных" вступил в силу 26 января 2007 года, но для приведения в соответствие его требованиям информационных систем предприятий и организаций был предусмотрен трехлетний срок, до января 2010 года. В конце 2009 года этот срок был продлен еще на один год, до января 2011 года, а в декабре 2010 президент России Дмитрий Медведев одобрил введение в действие закона в июле 2011 года
АРОС полагает, что разработка требований уместна только для государственных информационных систем, так как гражданин, давая свое согласие на обработку персональных данных госструктурами, как правило, не имеет альтернативы этому согласию. По этой причине выработка требований поможет защитить граждан от возможных злоупотреблений со стороны государства.
АРОС не устраивает и само понятие персональных данных, "чрезмерно расширительно толкуемое законом" и противоречащее, с точки зрения АРОС, первой части статьи¤ 24 Конституции РФ, безальтернативно запрещающей обработку информации о частной жизни лица без его согласия.
"Под действие закона, к примеру, подпадает работа кондуктора в поезде, сортирующего билеты c фамилиями пассажиров, не говоря уже о множестве коммерческих и некоммерческих структур, в той или иной степени имеющих дело с персональными данными своих клиентов", - поясняет Домбровский.
В России, по оценкам "Портала персональных данных", на начало 2010 года насчитывалось 7 миллионов предприятий, которые в своей работе используют персональные данные граждан. В настоящее время уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в структуре которой создано соответствующее управление.
В соответствии с документом, с июля 2011 года станут обязательны сертификаты технических средств защиты персональных данных и лицензии на право их хранения и обработки. Также операторы подвергнутся проверкам контролирующих органов.
АРОС является некоммерческим объединением предприятий, созданным с целью координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов ее членов в области связи.