В сентябре прошлого года Украину обошло тревожное сообщение: сейсмологи предупредили о высокой вероятности крупного землетрясения в 7-9 баллов, причем наиболее пострадавшими районами могут стать Одесская область и Крым. По оценкам Института геофизики Национальной академии наук Украины (НАНУ), сценарий может напоминать землетрясение 1977 года с эпицентром в зоне Вранча в Румынии. Тогда до Киева дошла волна в 5 баллов, а вполне ощутимую встряску испытали даже москвичи. Разумеется, ни один институт сейсмических исследований не предсказывает точную дату возможного землетрясения. Ответить на вопрос "когда?" ученые не могут, но могут предупреждать о факторах, свидетельствующих о начале опасного цикла.
Крымские бытописатели вспоминают землетрясение 1927 года, когда обрушилась часть Ласточкиного гнезда, а на Севастопольском рейде наблюдался огненный столб, вырвавшийся из морских глубин. Позднее ученые объясняли это явление большой концентрацией сероводорода в Черном море.
После трагедии в Мексиканском заливе, казалось бы, надо во много раз усилить внимание к вопросам безопасности морских нефтеразработок, а уж тем более в зоне повышенной сейсмичности. Но, "чему бы жизнь нас ни учила", мы ничему не учимся. В январе этого года Кабинет министров Украины дал согласие "Черноморнефтегазу" на разведку и добычу нефти на Черноморском шельфе… неподалеку от Одессы.
Перед лицом природных катаклизмов можно спрятаться за легкомысленное "авось" или продолжать отчаянно играть в русскую рулетку: выстрелит - не выстрелит? Перед угрозой "человеческого фактора" никакие уловки не проходят. В последнем случае все, как у Чехова: "Если ружье висит на стене в первом акте, то в конце концов оно выстрелит". Впрочем, речь даже не о ружье, а о многотонной бомбе на дне Черного моря. Причем не где-нибудь там, вдали от берега, на неизведанных глубинах, а прямо здесь, у самого берега. Речь идет о кладбище большого числа затонувших кораблей, нагруженных боеприпасами. Вся беда в том, что, по мнению экспертов, в 2011 году заканчивается предельный срок безопасности хранения этих подводных арсеналов. "Предельно допустимые, максимальные гарантийные сроки целостности самих контейнеров закончились", - подчеркивает Геннадий Рубцов, генеральный директор профильно-экологического предприятия "Ситалл", выигравшего тендер на экспертное обследование прибрежной акватории Крыма.
"Говоря простым языком, - пишут крымские СМИ, - начнут массово разрушаться стальные оболочки мин, фугасов, авиабомб, а коррозия "дожрет" стенки контейнеров, наполненных ядовитыми и отравляющими веществами. Вероятна массовая детонация подводного арсенала".
На дне Феодосийского залива, в каких-нибудь 800 метров от городской набережной, лежит легендарный корабль "Жан Жорес", который в 1933 году доставил из Италии в СССР Максима Горького. В годы войны теплоход, как и многие другие суда, переключился на перевозку военных грузов. Геннадий Рубцов утверждает, что "если боеприпасы "Жан Жореса" начнут взрываться, "всю Феодосию как корова языком слижет". В октябре 2009 года мина весом около тонны всплыла у одного из городских причалов. В случае детонации взрывная волна могла до основания разрушить известную Генуэзскую крепость. Тогда было эвакуировано 5 тысяч человек, в том числе личный состав воинской части Черноморского флота России. Крымский МЧС принял решение обезвредить мину на месте, хотя вызванные из Германии специалисты категорически заявили, что разминировать мину невозможно - надо взрывать. И все же ребята мину обезвредили.
У любимого туристами "Ласточкиного гнезда" на глубине 22 метров лежат 24 контейнера емкостью 100-200 литров с ядовитыми веществами. Если они развалятся, а гарантийные сроки целостности контейнеров закончились, то "испарения смертельных ядов убьют все живое в радиусе 20 километров", - заключает Рубцов.
В декабре прошлого года начальник управления по ЧС Севастопольской администрации Мирослав Сагайдак заявил, что землетрясение может привести к прорыву дамбы Чернореченского водохранилища. В случае аварии 65 млн. тонн воды обрушится на населенные пункты волной в 25 метров. Он также обратил внимание на то, что в Севастополе находятся 16 химически опасных предприятий. Крымская пресса бьет тревогу и называет перечисленные угрозы абсолютно реальными.
Россиянам есть о чем задуматься, и не только потому, что Крым - это одно из массовых мест отдыха и туризма: там живут сотни тысяч наших соотечественников, много уникальных и памятных мест отечественной культуры и истории. Наконец, Черное море не так велико, на древних картах оно обозначалось иногда как озеро, это не океан с его мощной самовосстанавливающейся стихией, а Новороссийск и Сочи "не за горами".
Вряд ли Украина в одиночку справится со всем комплексом задач, о которых говорилось выше. Мосты дружбы - дело, конечно, хорошее, но похоже, что у России и Украины, как, впрочем, и у всего черноморского сообщества, есть более неотложные заботы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции