ВАРШАВА, 28 янв - РИА Новости, Анна Чернова. Пресс-секретарь ВВС Польши Роберт Купрач заявил, что тайной инструкции, которой якобы руководствовались пилоты польского Ту-154, не существует. Пресс-секретарь правительства Павел Грась сначала частично подтвердил информацию о наличии инструкции, а затем опроверг собственные слова.
В пятницу "Комсомольская правда" написала со ссылкой на польского журналиста, что незадолго до авиакатастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском в специальном летном полку, обслуживающем VIP-пассажиров, появилась служебная секретная инструкция, разрешавшая уход самолета на запасной аэродром только с согласия главного пассажира. Как пишет издание, документ появился по инициативе канцелярии президента Польши после отказа командира воздушного судна выполнять приказ президента Польши сажать самолет в Тбилиси во время грузино-югоосетинской войны.
"Нет никакой тайной инструкции, о которой сообщала "Комсомольская правда". Согласно правилам, решение о выборе аэродрома в случае, когда по разным причинам нельзя осуществить посадку на выбранном аэродроме, принимает командир экипажа, а "главного пассажира" об этом информируют", - сказал полковник Купрач из ВВС в эфире TVN24.
Между тем пресс-секретарь правительства Грась заявил в пятницу, что "такая инструкция, конечно, существует, но какие в ней описаны правила - трудно сказать".
"Мне не кажется, что такие правила (ухода на запасной аэродром) там описаны. Но не знаю", - сказал Грась в эфире радиостанции RMF FM.
Однако вскоре он опроверг собственные слова.
"Тайной инструкции для посадки не существует. То, о чем написала "Комсомольская правда", - это просто неправда и манипуляция. К тому же, со ссылкой на "анонимного" польского журналиста", - сказал Грась позже в эфире радиостанции TOK FM.
По его мнению, до публикации доклада польской комиссии по причинам катастрофы, в СМИ еще буду появляться подобные сообщения, цель которых - "показать, что единственной правдой является та, которая содержится в докладе МАК".
Техническое расследование Межгосударственного авиационного комитета пришло к выводу, что основная виная за катастрофу лежит на пилотах польского самолета.
Информацию о тайной инструкции опроверг также глава Генштаба Войска Польского Мечислав Ченюх.
"Эта информация сразу показалась мне мало правдоподобной, но я поручил ее проверить. Уже получил информацию о том, что такой инструкции на сто процентов не существовало и сейчас не существует", - сказал генерал Ченюх.
Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 12 января 2011 года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования, обнародованные МАК, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой, находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. В его крови судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя. Согласно выводам экспертов, присутствие Бласика оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Польша говорит, что не ставит под сомнение утверждения отчета МАК, однако Варшаву не устраивает отсутствие в нем некоторых фактов. В частности, 18 января польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском заявила, что российские авиадиспетчеры находились под давлением, не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса. На специальной пресс-конференции замруководителя комиссии Мирослав Гроховский обвинил российских диспетчеров в том, что они совершили много ошибок, в частности якобы не проинформировали экипаж о том, что Ту-154 находился ниже курса, не говорили о плохих погодных условиях и запасных аэродромах. При этом комиссия не уточняет, со стороны кого на диспетчеров оказывалось давление.
Сразу после трагедии польские СМИ напоминали о происшествии с самолетом президента Качиньского в августе 2008 года. Тогда Качиньский, летевший вместе с лидерами Украины, Литвы и Эстонии в Грузию, приказал пилоту совершить посадку в Тбилиси, однако тот из соображений безопасности отказался подчиниться указаниям главы государства - аэродром был закрыт из-за плохой погоды. В итоге самолет приземлился в Азербайджане, а в Тбилиси лидеры четырех стран добирались автотранспортом. Пилот уволился из ВВС после того, как депутаты направили запрос в прокуратуру с требованием возбудить против него уголовное дело за невыполнение приказа главы государства.