Рейтинг@Mail.ru
Сто дней Собянина: на стройкомплекс Москвы бросили новобранцев - РИА Новости, 27.01.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сто дней Собянина: на стройкомплекс Москвы бросили новобранцев

Читать ria.ru в
Дзен
В пятницу, 28 января, исполняется 100 дней с момента вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина. Жизнь московского стройкомплекса, посеревшая за 18 лет бессменного правления в столице Юрия Лужкова, с приходом Собянина заиграла новыми красками.

МОСКВА, 28 янв - РИА Новости, Дмитрий Чернов. Жизнь московского стройкомплекса, посеревшая за 18 лет бессменного правления в столице Юрия Лужкова, с приходом на пост мэра Сергея Собянина заиграла новыми красками – у города появились другие приоритеты в плане исполнения Генплана, строительства парковок, бизнес-центров и торговых комплексов, а также развития "Москва-Сити".

Лужков был досрочно отправлен в отставку указом президента РФ "в связи с утратой доверия" 28 сентября 2010 года. Мосгордума 21 октября 2010 года утвердила Собянина на пост мэра Москвы, в этот же день прошла церемония его инаугурации. В пятницу, 28 января 2011 года, исполняется 100 дней с момента вступления в должность нового столичного градоначальника.

Сергей и его команда

Вполне ожидаемо, что с приходом нового мэра тряхануть должно и старую команду, особенно если говорить о стройкомплексе и комплексе имущественно-земельных отношений города, которые в последнее время только редкие оптимисты не критиковали за неповоротливость и забюрократизированность. И тряхануло, если посмотреть на результаты, неплохо – мало кто из высоких чиновников, отвечающих за имущественную и градостроительную сферу, смог удержаться на своем месте. Так, практически сразу после вступления Собянина в должность мэра Москвы потеряли свои места заммэра города Владимир Силкин, возглавлявший комплекс имущественно-земельных отношений столицы, и Виктор Дамурчиев, бывший руководителем департамента земельных ресурсов. Их посты заняли соответственно Наталья Сергунина, ранее работавшая в Росимуществе, и заместитель Дамурчиева Галина Браздникова.

Следующим шагом Собянина на посту нового мэра столицы стало преобразование Москомнаследия в департамент культурного наследия Москвы, руководителем которого стал еще один выходец из правительства РФ – Александр Кибовский, считающийся знатоком антикварного рынка, специалистом по теме реституции, а также человеком, которого волнует проблема реставрации региональных культурных объектов.

Как говорит координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин, новый руководитель департамента культурного наследия уже встречался с общественностью, контакт налаживается.

"Вообще, он дает странные комментарии, за которые руководитель европейского органа охраны культуры мог бы быть уволен уже на следующий день. Например, он сетует, что общественность помешала снести некий дом в Потаповском переулке, не говоря, что это палаты 17 века", - констатировал Рахматуллин в беседе с агентством.

В стройкомплексе Москвы Собянин практически сразу сменил руководителей департамента городского заказа капитального строительства (Мосгорзаказа) и департамента городского строительства, уволив Марину Гребневу и Александра Косована и назначив на их позиции Андрея Бочкарева и Марата Хуснуллина. Среди прежних мест работы первого из них можно отметить "Русал" (был директором департамента зарубежных проектов), а также энергетические компании (занимал посты первого заместителя директора бизнес-единицы "Генерация" ОАО "Энергостройинвест-Холдинг" и вице-президента по инвестиционной программе ОАО "Фортум"). Второй же долгое время возглавлял министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана – одного из самых благополучных регионов России в плане развития строительной сферы.

Одним из немногих, кто сохранил свою должность в высшем эшелоне градостроительного сектора Москвы, стал Александр Кузьмин, переназначенный в конце ноября 2010 года на должность председателя комитета по архитектуре и градостроительству города (Москомархитектуры) и главного архитектора Москвы.

Дальше – больше. Новый столичный градоначальник решил не ограничиваться только назначением новых руководителей департаментов и занялся реорганизацией всего стройкомплекса. Так, из Мосгорзаказа и департамента дорожно-мостового и инженерного строительства замечательным образом получился новый департамент строительства Москвы, который возглавил Бочкарев. Этому департаменту переданы функции, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в Москве и обеспечением контроля и координации проектирования и строительства этих объектов. Следующим ведомством, которое попало под руку мэру, стал столичный департамент городского строительства, преобразованный в департамент градостроительной политики с Сергеем Левкиным в качестве руководителя.

Левкина, как и Кибовского, Сергунину, Бочкарева и Хуснуллина, нельзя назвать московским выдвиженцем – на пост главы столичного департамента он попал с должности генерального директора Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).

Кроме Кузьмина, среди высоких городских чиновников, сохранивших свои посты, нельзя не назвать первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина. Впрочем, в известной степени Ресин, которому скоро исполнится 75 лет, выполняет роль "свадебного генерала", поскольку теперь за строительство в столице отвечает Хуснуллин, ставший заместителем мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства. Что касается Ресина, то теперь в его функции входят наиболее сложные вопросы строительства в столице, в частности, метростроение, возведение делового комплекса "Москва-Сити" и так далее.

Все эти события в строительном секторе столицы в разговоре с РИА Новости положительно оценил заместитель министра регионального развития по строительству Константин Королевский, сам долгое время работавший в стройкомплексе Москвы.

"Действительно, идет переосмысление роли и места стройкомплекса в городе с учетом требований сегодняшнего дня. Надеюсь, выводы будут сделаны правильные и долгосрочные", - отметил он.

При этом Королевский подчеркнул, что весь его "багаж знакомств" с Хуснуллиным свидетельствует, что это вполне достижимые цели.

"Я вообще оцениваю Хуснуллина как положительного специалиста", - указал замминистра регионального развития.

Генплан под прицелом

Многострадальный закон города, который вызвал широкую общественную критику – Генплан развития Москвы до 2025 года – не дает покоя не только многим общественным организациям, ратующим за внесение в него изменений, но и новому мэру столицы. Принятый Мосгордумой в самом начале мая 2010 года генеральный план со временем может получить новое звучание, "социальное", как выразился сам Собянин. Для этого в середине ноября была создана специальная градостроительно-земельная комиссии города, в числе функций которой числится и внесение изменений в этот документ. Что же может измениться в уже действующем законе, который стал одной из заключительных точек в карьере предыдущего мэра столицы Лужкова?

 

По мнению Собянина, принятый Генплан действительно не лишен недостатков и не должен быть "неприкасаемым". Но это и не новость – об этом неоднократно говорили и члены Общественной палаты, и активисты "Архнадзора", и другие эксперты.

Так, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что изменения в Генплан должны быть "просто грандиозными". По его мнению, Москва должна соблюдать баланс транспортных ресурсов территорий и квадратных метров, которые там строятся, чего до сих пор не делалось.

"Например, мы строим гигантский массив на Люберецких полях аэрации и замыкаем его на Вешняки – район, который стоит с советских времен и из которого и так выбраться невозможно. Это называется "нет транспортного ресурса", а раз нет ресурса – не строй. Без четкого баланса транспортного ресурса и функциональной нагрузки мы никуда не приедем, но для этого надо менять генплан", - уверен Блинкин.

В то же время Рахматуллин радуется тому, что еще до прихода Собянина удалось добиться очень важной поправки, согласно которой несколько раз в год в генплан будут вноситься изменения по мере выявления памятников и утверждения их территорий. Теперь неплохо было бы сократить территории реорганизации и увеличить территории стабилизации в городе, указывает он.

При этом Блинкин отмечает, что Собянин правильно видит направления, в которых могут быть внесены изменения в генплан и, что главное, собирается их осуществить.

Например, Собянин считает, что основа модернизации Генерального плана развития города – в определении конкретных мест расположения социальных объектов, а именно новых школ, зданий социальных учреждений, объектов торговли. Генплан нужно наполнить реальной жизнью, призывает мэр, чтобы в столице были не только рынки и бизнес-центры, но и объекты, необходимые людям для повседневной жизни. Еще одним шагом по оптимизации действующего Генплана Москвы должно стать его согласование с Генпланом Московской области, что давно призывали сделать многие специалисты.

Кстати, согласно расписанию работы столичного правительства на первое полугодие 2011 года, который утвердил Собянин, в июне 2011 года планируется начать разрабатывать проект закона об актуализации Генерального плана Москвы.

Попали под руку

Борьба не на жизнь, а на смерть с московскими пробками боком вышла и для девелоперов торговой недвижимости – в центре столицы только лишь за один месяц в конце 2010 года было остановлено строительство 400 тысяч квадратных метров торговых площадей. Также Собянин еще в самом начале ноября распорядился максимально прекратить и офисное строительство в пределах Третьего транспортного кольца. Дальше может быть и больше, ведь все это стало результатом новой политики городских властей, согласно которой все градостроительные решения теперь должны не ухудшать, а улучшать транспортную ситуацию в столице. И, как считает Собянин, эта работа должна быть продолжена, ведь пропускная способность центра города не резиновая: теперь каждый новый инвестиционный контракт в городе будет рассматриваться с мыслью об этом.


По мнению новых столичных властей, отныне рабочие места должны создаваться не в центре города, а на его периферии. А значит, и офисные, и торговые центры теперь должны строиться там же.

В этом есть логика, уверены эксперты-урбанисты, ведь многие мировые столицы именно так и развиты, в отличие от Москвы, где утром все транспортные потоки направлены только в центр. Именно поэтому чиновники теперь намерены поощрять любое строительство офисов и торговых центров на окраинах города.

В этом нового градоначальника поддерживает Блинкин, который отмечает, что до недавнего времени в Москве имелась узаконенная практика создания дополнительной функциональной нагрузки в транспортных узлах.

"Так, за последние 10 лет мы убили площадь Курского вокзала, сегодня успешно убиваем площадь Павелецкого вокзала, Киевского вокзала. Необходимо понять, что гигантские торговые центры в транспортных узлах – это порочная практика", - напоминает собеседник РИА Новости.

С тем, что децентрализация шопинг-центров могла бы стать хорошей мерой для Москвы, согласен и управляющий директор консалтинговой компании CB Richard Ellis Даррелл Станафорд.

"В любом большом городе люди ходят за продуктами и за покупками рядом со своим домом, поэтому логично размещение их в спальных районах. В центре Москвы логичнее оставить небольшие торговые точки", - уверен он.

Вместе с тем, предупреждает руководитель департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Могила, инициатива по остановке строительства торговых центров может нести в себе серьезные репутационные риски для самой столицы, ведь девелоперы, участвующие в этих проектах, могут так и не получить компенсации. В свою очередь ведущий специалист департамента офисной недвижимости компании Penny Lane Realty Максим Жуликов вообще ставит под сомнение эффективность мер по запрету строительства бизнес-центров для улучшения транспортной ситуации в Москве.

Несанкционированным парковкам - бой

В плане обеспечения столицы машиноместами новые московские власти ставят перед собой грандиозные цели. Согласно официальной статистике, в настоящее время в Москве находится 3,15 миллиона автомобилей, а обеспеченность машиноместами составляет 29,1%. Парковками в полном объеме сегодня не обеспечены не только театры, больницы и социальные объекты, но и торговые центры и офисы. Только в Центральном округе дефицит машиномест составляет порядка 300 тысяч, а общая нехватка парковок в городе на сегодняшний день равна 2,3 миллиона машиномест.

При этом вопрос "что делать" у нового руководства города, похоже, не стоит. Проблему с парковочными местами, коих каждому автовладельцу нужно три (возле дома, возле работы и возле места досуга) планируется решить всего за пять лет.

Для начала, считают в мэрии, необходимо максимально ускорить строительство на уже утвержденных местах, а там, где еще не закончены согласования, провести консультации и завизировать документы. Так, к примеру, в центре столицы для размещения парковок было определено около 217 мест, однако в настоящее время все необходимые согласования и документы оформлены только по 30 из них.

Кроме того, Собянин предлагает бороться со стихийными парковками, которых в столице не должно быть вовсе – предполагается разработать городскую целевую программу "О создании системы единого городского парковочного пространства на 2012-2015 годы", в числе первоочередных мероприятий которой есть инвентаризация городских парковок и разработка типовых проектов притротуарных и внутридомовых парковок. Далее планируется выделить участки под гаражи, провести торги и начать строительство паркингов.

На борьбу за цивилизованные парковки власти Москвы планируют потратить около 8 миллиардов рублей в 2011 году и около 40 миллиардов рублей за три года – эти средства предназначены для забуксовавшей программы "Народный гараж", подготовки площадок так называемых гостевых парковок в центре и строительства перехватывающих парковок на окраинах.

Все эти намерения сугубо положительно оценивает Блинкин. Однако, подчеркивает он, пока в Москве сохраняется бесплатный паркинг (чего нет ни в одном крупном городе мира), такой бизнес, как строительство парковочных мест, является совершенно бессмысленным.

"Зачем их строить, когда машину можно поставить "на халяву"? Бесплатная парковка – убийство большого города. Ну не едут в Париже или Нью-Йорке в центр города на автомобиле, на Манхеттене парковочная карточка стоит 1,5 тысячи долларов, а у нас жигули могут стоять на Садовом кольце", - сетует эксперт.

Самый проблемный объект

Московский международный деловой центр (ММДЦ) "Москва-Сити" находится под пристальным вниманием Собянина еще с того времени, когда он был кандидатом в мэры столицы. Тогда он раскритиковал одно из главных творений Юрия Лужкова и назвал его градостроительной ошибкой.

Сегодняшнему столичному градоначальнику не нравится непродуманность транспортной составляющей московского "Сити", медленные темпы возведения ММДЦ, а также то, что объект недостаточно обеспечен стоянками.

Проектом в деловом центре предусмотрено строительство 21,6 тысячи машиномест, тогда как эксперты в качестве оптимального числа называют от 30 до 100 тысяч мест на паркингах. При этом в качестве одного из вариантов решения проблемы со стоянками в "Сити" Собянину понравилось предложение отбирать у владельцев долгостроев в "Москва-Сити" инвестконтракты и строить паркинги на этих местах.

В качестве же первых действий по решению проблем "Москва-Сити" мэрия собирается потратить 9 миллиардов рублей на строительство автомагистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ "Москва-Сити".

В том, что строительство "Москва-Сити" нужно ускорить, с Собяниным согласен и помощник президента Российского союза строителей (РСС) Константин Кижель, напоминающий, что ММДЦ является важным инвестиционным проектом, который необходим для создания в столице международного финансового центра.

"Кроме того, нам нравится, что к этому проекту подключаются одни из самых богатых людей мира. Мне кажется, что их участие в этом проекте вместе с банками – это и есть государственно-частное партнерство (ГЧП)", - указывает он.

При этом Кижель предлагает не использовать все здания "Сити" под офисы, что поможет разгрузить транспортный подъезд к деловому центру.

"Например, некоторые здания можно отдать под жилье класса А. В этой ситуации можно просчитать, сколько парковочных мест будет необходимо построить, а также, учитывая транспортную логистику, учесть проходимость транспорта в час пик", - уверен помощник президента РСС.

Каких успехов на поприще модернизации строительного сектора столицы добьется Собянин, покажет время. Одно понятно: держать на уровне отрасль, где работает миллион человек, будет не просто. Кроме того, новым чиновникам, назначенным на место людей из старой команды, еще только предстоит вработаться в строительный механизм и прочувствовать проблемы сектора, поэтому ожидать каких-либо результатов и кардинальных изменений в ближайшее время бессмысленно.

Стройкомплекс столицы – это крупный и очень сложный организм, который уже много лет живет по своим собственным правилам. С другой стороны, готовность менять Генплан Москвы, отмена строительства торговых и офисных комплексов в центре столицы, меры по стимулированию появления новых парковочных мест уже сами по себе являются признаком того, что градостроительный сектор в столице может стать намного приветливее к инвесторам, чем был в годы заката Лужкова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала