Марина Селина, РИА Новости.
Транспортную милицию России ожидают кадровые перестановки и увольнения. Через два дня после теракта в "Домодедово" Дмитрий Медведев поручил "тряхнуть" эту структуру так, чтобы люди, ответственные за безопасность на транспорте, были "приведены в чувства". Первые увольнения в структуре МВД уже последовали. Но есть большие сомнения, что это поможет в борьбе с терроризмом. Как считает доктор юридических наук, бывший сотрудник главка МВД России по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Петр Скобликов, если речь идет о достижении безопасности на транспорте, то решение проблем, прежде всего, должно быть связано с обеспечением четкого взаимодействия внутри подразделений МВД и транспортной милиции с другими правоохранительными органами.
В чем заключается специфика транспортной полиции – в двух предложениях не расскажешь, несмотря на то, что транспортная милиция в виде железнодорожных жандармерий существовала в России еще до революции.
Современные масштабы работы транспортной милиции России огромны. В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте находятся: 17 железных дорог, протяженностью более 86 тыс км; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150 аэропортов, в т.ч. 64 международных.
Но когда произошел теракт в "Домодедово", об ответственности конкретно транспортной милиции на официальном уровне вспомнили не сразу. В первый день после трагических событий Дмитрий Медведев даже сделал акцент на том, что нельзя "спихивать" всю вину только на милицию.
И только 26 января президент дал главе МВД Рашиду Нургалиеву конкретное поручение – "тряхнуть" всю транспортную милицию. "Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других людей", - заметил г-н Медведев. Первые "тряски" уже произошли: уволены начальник управления на транспорте МВД по ЦФО генерал-майор Андрей Алексеев, начальник линейного управления Домодедово и два его заместителя.
Тем не менее, в экспертном сообществе сомневаются относительно эффективности предпринимаемых мер. Как заявил РИА Новости доктор юридических наук, автор книг о преступности и терроризме Петр Скобликов, увольнения или понижения в должности в данной ситуации – действия логичные; руководители транспортной милиции должны чувствовать свою ответственность за безопасность пассажиров. Не исключено, что новые люди намотают на ус опыт чужих ошибок.
Но чтобы решить проблему безопасности на транспорте, нужен системный подход и учет специфики деятельности транспортной милиции, уверен эксперт. "Надо понимать, что от транспортной милиции зависит далеко не все, и в современном мире нет таких правовых систем, которые могли бы гарантировать полную безопасность", - говорит г-н Скобликов. "Если террорист желает устроить теракт, он всегда найдет достаточно уязвимое место и в транспортной структуре и в любом другом месте, где собирается огромное количество человек и этот теракт будет совершен".
В связи с этим, транспортная милиция должна быть такой структурой, которая располагает информацией о ситуации не только в тех местах, где дежурят ее патрули. Сегодня ситуация, к сожалению, выглядит иначе. "Взаимодействие внутри транспортной милиции и транспортной милиции с другими правоохранительными структурами выстроено не настолько хорошо, насколько хотелось бы", - сетует эксперт.
Он отмечает, что в отличие от территориальных ОВД, в транспортной милиции криминогенная обстановка меняется ежечасно и даже ежеминутно. "Люди следуют из всех уголков страны и из-за рубежа, поэтому очень важно, чтобы транспортная милиция не была слепа. Если из какого-то аула уехала вдова боевика, то как сотрудники транспортной милиции об этом узнают? Это за пределами их возможностей", - говорит он.
Судя по количеству и частоте терактов, у транспортной милиции и других органов правопорядка в России зрение пока страдает изрядно и кадровая встряска, действительно, вряд ли исправит ситуацию.
Кроме того, эксперты задаются вопросом, кто придет на место уволенных в результате теракта в "Домодедово" людей, насколько они будут профессиональны по сравнению с их предшественниками. Вряд ли, на фоне низкой привлекательности работы в милиции в принципе, можно найти достойную замену нерадивым стражам порядка на транспорте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции