МОСКВА, 26 янв - РИА Новости. Эхо взрыва, прогремевшего 24 января в московском аэропорту Домодедово, докатилось до МВД: уволены начальник управления на транспорте МВД по ЦФО генерал-майор Андрей Алексеев, начальник линейного управления Домодедово и два его заместителя.
Но на этом все не закончится, президент РФ Дмитрий Медведев поручил главе МВД "тряхнуть" всю транспортную милицию. Встряски нужно ждать не только милиционерам, различные меры воздействия коснутся и представителей других ведомств, ответственных за безопасность на транспорте, добавил глава государства.
Взрыв в международном терминале аэропорта произошел в 16.32. По предварительным данным, террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих, привел в действие начиненное металлическими поражающими элементами взрывное устройство. Его мощность составила до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. По последним данным, погибли 35 человек, 120 пострадавших остаются в больницах. Возбуждены два уголовных дела: одно по четырем статьям УК РФ, в том числе о теракте, другое - по статье о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту.
Первые отставки
Кадровые решения руководства страны после теракта не заставили себя долго ждать: уже в среду на совещании по безопасности на транспорте, которое Медведев провел в своей подмосковной резиденции Горки перед вылетом в Давос, было объявлено о первых отставках. Российский президент сообщил о том, что подписал указ об освобождении от должности начальника управления на транспорте МВД по ЦФО генерал-майора
Управление на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу было образовано в результате оптимизации органов внутренних дел на транспорте путем слияния Московского УВД на железнодорожном транспорте и Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД РФ.
"На этом все закончиться не должно, это как бы верхние начальники", - заявил президент. "Рашид Гумарович, что еще предлагается?", - обратился президент к главе МВД Рашиду Нургалиеву.
Министр сообщил об увольнении начальника линейного отдела внутренних дел Домодедово и двух его заместителей.
Привести в чувство
Комментируя сообщение главы МВД об увольнениях, Медведев поручил ему "тряхнуть" всю транспортную милицию, чтобы обеспечить безопасность на транспорте.
"Тряхните вообще всю транспортную милицию. Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других людей. Контроль должен быть ежедневным, он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе мы просто не добьемся тех целей, которые ставим", - сказал президент.
Встряски нужно ждать не только представителям МВД, различные меры воздействия коснутся и представителей других ведомств, ответственных за безопасность на транспорте. Часть чиновников, по словам главы государства, нужно привести в чувство, а нерадивых - наказать.
"Не хотел бы предвосхищать результаты прокурорских проверок, но могу сказать, что должностные лица - здесь я обращаюсь к министру транспорта, вообще к правительству, к нашей акционерной компании РЖД, к министру внутренних дел - все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувства, а те, кто не работал, - соответствующим образом наказаны", - сказал Медведев.
"Неуд" за безопасность
Давая общую оценку обеспечению безопасности на транспорте в РФ, глава государства назвал его неудовлетворительным, отметив, что такой вывод можно сделать не только из-за теракта в Домодедово. Он отметил, что проанализировать причины, которые привели к теракту в Домодедово, необходимо, но самое главное сейчас - "сделать так, чтобы подобного рода трагедии не повторялись".
Президент отметил, что транспортные объекты в странах, где существует террористическая угроза, являются наиболее уязвимыми, а безопасность авиаузлов - один из самых сложных вопросов, однако это не повод для бездействия.
"Безопасность авиаузлов - один из самых непростых вопросов. Действительно, теракты происходили не только у нас, но и в других странах, крупных аэропортах. Но это не повод для того, чтобы складывать руки и говорить о том, что такого рода действия не поддаются полному контролю", - сказал он.
При этом Медведев потребовал от транспортных предприятий принять активное участие в защите объектов транспорта от противоправных посягательств и не перекладывать всю ответственность на МВД.
"И чтобы я больше не слышал этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий: мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или еще кто-то. Если люди, берущие в свои руки организацию транспортного процесса, таким образом рассуждают, - это в высшей степени безнравственно. Это предмет для работы правоохранительных органов", - сказал президент.
Говоря о безопасности транспортных узлов, президент призвал не забывать о входах в аэро- и железнодорожные вокзалы, автотранспортных стоянках и территориях, которые прилегают к аэропортам, безопасность на которых должна быть объектом пристального внимания как правоохранительных органов, так и транспортных властей.
По словам президента, ему рассказывают о том, что после терактов в ряде случаев на транспортных объектах "были включены соответствующие рамки, они работали, всех через них прогоняли, потом бросили это делать".
"Ходить можно как угодно. Милиция, которая находится на крупных транспортных узлах, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, занимает абсолютно пассивную позицию. В лучшем случае трясут мигрантов, чтобы проверить их регистрацию", - сказал глава государства.
Президент подчеркнул, что работа по обеспечению безопасности на транспорте должна проводиться ежедневно, а не от случая к случаю, только тогда усилия принесут результат.
Зарубежный опыт
Накануне президент поручил правительству представить предложения по организации системы безопасности и привел в пример Израиль и США, где проверка и пассажиров, и багажа носит доскональный характер. В среду глава государства также обратился к зарубежному опыту по обеспечению безопасности на транспорте.
"Каждый из нас знает, как происходит общение с полицией и транспортными службами в некоторых иностранных аэропортах и вокзалах, у нас как у людей свободного мышления иногда это вызывает злость и раздражение: заставляют переворачивать все чемоданы, заставляют раздеваться. Но только таким образом можно достигнуть результата", - сказал президент.
Где результат?
Медведев также потребовал ответственных лиц отчитаться о выполнении указа по обеспечению безопасности на транспорте, который был подписан им в марте 2010 года, а также закона о транспортной безопасности. Президент подписал указ "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" в марте прошлого года после терактов в московском метро.
Две смертницы 29 марта минувшего года подорвались на станциях московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры". Тогда погибли 40 человек, почти 100 получили ранения и увечья.
В соответствии с документом, до 31 марта 2011 года должно быть завершено оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств "специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства". Кроме того, до 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения чрезвычайных ситуаций, терактов. Ответственным за создание системы определен Минтранс.
"Это не однодневная программа. Я хотел бы, чтобы мне сейчас доложили, как идет работа по указу, что уже сделано и в чем проблема", - сказал глава государства на совещании.
Президент напомнил, что один из пунктов этого указа касался обеспечения безопасности населения на транспорте. "В июле прошлого года эта программа была утверждена правительством, Минфин выделил под нее средства. Что сделано?" - спросил глава государства.
Медведев напомнил также, что в 2007 году, спустя некоторое время после терактов, которые произошли в августе 2004 года на рейсах, вылетевших из Домодедово в Ростов-на-Дону и Волгоград, был принят федеральный закон о транспортной безопасности. Позже вступил в силу целый ряд подзаконных актов, добавил он.
В августе 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" (погибли 44 человека). Милиционеры незадолго до вылета рейсов задержали террористок, но затем их без проверки отпустили, а сотрудники авиакомпании пропустили на борт самолетов за взятку. После этих терактов вся работа по обеспечению авиабезопасности была пересмотрена.
По мнению главы государства, существующая нормативная основа является достаточной для того, чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры. Обращаясь к главе министерства транспорта Игорю Левитину, Медведев заявил о необходимости проверить крупнейшие транспортные объекты на предмет соблюдения закона о транспортной безопасности.
По данным Генпрокуратуры, Контрольного управления президента, не все положения законодательства исполняются, количество нарушений растет практически на всех видах транспорта, сказал Медведев.
Система оповещения
Глава государства также заявил и о необходимости создания современной системы оповещения пассажиров о террористической угрозе на транспорте.
"Нужно продумать гораздо более активную систему оповещения на эту тему в аэропортах, метро, железнодорожных вокзалах. Это неприятные вещи, люди хотят получать положительные эмоции, в том числе, находясь в дороге, но говорить об этом надо и с экранов мониторов, и по радиосвязи - говорить о террористической угрозе, о том, чтобы все были бдительны. Надо подготовить современную программу работы", - сказал он.
Взрывы и переговоры
Как заявил в среду премьер-министр РФ Владимир Путин, по предварительным данным, теракт в Домодедово не имеет отношения к Чечне.
Он также подчеркнул, что федеральные власти никогда не отказывались вести переговоры с политическими силами, которые хотят урегулирования, и напомнил, что такие переговоры велись в разгар кризиса в Чечне. "Мы сейчас с уверенностью можем сказать, что это диалог позволил ситуацию в Чеченской республике урегулировать", - сказал Путин.
Вместе с тем он отметил, что попытки переговоров с террористами и экстремистами в начале 90-х годов привели к первой и второй чеченским войнам.