Рейтинг@Mail.ru
На Кипре дело, похоже, идет к "разводу" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На Кипре дело, похоже, идет к "разводу"

© Иллюстрация РИА НовостиВ Женеве снова прошли "лабораторные занятия" по Кипру.
В Женеве снова прошли лабораторные занятия по Кипру.
Читать ria.ru в
Дзен
В Женеве снова прошли "лабораторные занятия" по Кипру. Генсек ООН Пан Ги Мун встретился 26-го января с лидерами кипрских общин - президентом Кипра Димитрисом Христофиасом и лидером Турецкой республики Северного Кипра Дервишем Эроглу.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

В Женеве снова прошли "лабораторные занятия" по Кипру. Генсек ООН Пан Ги Мун встретился 26-го января с лидерами кипрских общин - президентом Кипра Димитрисом Христофиасом и лидером Турецкой республики Северного Кипра Дервишем Эроглу. И сделал им внушение по поводу неспособности договориться и решить, наконец, проблему разделенного острова. Киприотам, похоже, дали срок до марта: либо договориться, либо… Либо только одно – окончательное разделение острова на два независимых государства – турецкоязычное на севере и греческое – на юге.

Ждем до марта, а потом пеняйте на себя

ООН и все эксперты по Кипру опасаются, что если две доли "острова Афродиты" не одумаются и не договорятся до июня, то после у них уже ничего не получится. Летом в Турции (ее позиция довлеет над политикой турецкой части острова) и на греческой половине Кипра должны пройти парламентские выборы. И победу на них прочат совсем не сторонникам урегулирования и примирения в конфликте, который длится с 1974-го года.

Сам Пан Ги Мун уже объявил, что в марте он ждет от сторон продвижения по главным спорным вопросам. В ноябре прошлого года генсек уже заявил, что в зависимости от поведения оппонентов, к марту уже будет решен вопрос о том, оставлять ли на Кипре миротворцев ООН или нет. Они до сих пор охраняют 180-мильный участок границы, разделяющий остров надвое. Прямо через его столицу – Никосию. Это явная угроза и метод нажима на несговорчивых киприотов: кто знает, что произойдет без миротворцев ООН? Хотя все и понимают, что до вывода войск ООН дойти не решится.

Последний, нынешний раунд переговоров идет с 2008-го года. До этого вялотекущий процесс тянулся почти 30 лет. И никакого приближения к решению главных вопросов – о собственности и компенсации за потерянную недвижимость, о государственном устройстве острова – нет.
Еще хуже урегулированию стало в прошлом году. Тогда в апреле на очередных выборах президента непризнанной Турецкой республики Северного Кипра победил ярый националист, лидер Партии национального единства Дервиш Эроглу (Dervis Eroglu). Он "выбил" умеренного турецкого лидера Мехмета Али Талата.

Последний еще накануне выборов предупреждал, что победа "жесткого" националиста будет означать смерть переговоров об урегулировании. Смерть не смерть, но переговоры в Женеве явно снова "сдали" в реанимацию. И, вполне вероятно - последнюю. Турки настаивают сейчас на полном равенстве двух половин или, как они называют их, "конституционных государств".

Такая "справедливость" не совсем устраивает греков. Что, в общем, понятно: греки составляют 80% населения острова и контролируют около 70% его территории. Отнюдь не все греки полагают, что при таком раскладе им следует делиться с турками поровну.

Тяжелая "кипрская болезнь"

Кипр уже так давно находится в "коматозном состоянии", что всем порядком это надоело. Некоторые европейские эксперты считают, что острову в принципе уже поздно "склеиваться". Молодые поколения киприотов до того привыкли к разделению, что почти утратили желание ломать status quo. Уже сегодня, если верить опросам общественного мнения на греческой стороне, за воссоединение в большинстве своем твердо выступают лишь те, кому за 50.

С Кипром происходит сейчас как раз то, что происходит с любой болезнью в состоянии крайней запущенности: население обеих половин уже не видит смысла в лечении и полагает, что лучше уж хирургическое вмешательство и ампутация. Вся беда в том, что остров Афродиты слишком долго был разрезан на две неравные части.

Греки еще в 2004 году сказали "нет" ооновскому плану урегулирования, потому, что он никак не решал проблему возвращения греков-киприотов в свои дома и на земли, откуда их изгнали турки; план не решал вопрос о компенсации за отобранную собственность; он давал туркам-переселенцам из Анатолии право остаться на Кипре (а значит - там, где раньше жили греки северного Кипра); он позволял части турецких войск и дальше дислоцироваться на острове. За турками, правда, оставалось только 29 процентов территории острова – это гораздо меньше тех самых 38%, которые заняла турецкая армия в 1974-м. Но греки-киприоты считают, что и этого для турок слишком много, поскольку до 1974 года они составляли 18 процентов населения. Кстати сказать, в настоящее время из 850 тысяч населения Кипра турки составляют уже примерно 160 тысяч человек. Более 80 тысяч из них прибыли на остров из континентальной Турции для "освоения" непризнанной турецкой республики.

Кипрский вопрос уже давно стал одним из величайших анахронизмов. Остров сегодня - единственная страна ЕС (принят в 2004-м), которая незаконно разделена на две части.

Сейчас почти ясно, что на "неравный брак" ни та, ни другая сторона идти не собирается. А как соединить греческий Κΰπρος с турецким Kibris иным образом – никто не представляет. Кипру, в принципе, было бы очень выгодно жить в "браке по расчету". По подсчетам специалистов, урегулирование открыло бы ему (турецкой части) дорогу к торговле с ЕС, а греческой – с Турцией. И остров мог бы получать дополнительно почти до 3 млрд долларов дохода в год. Проблема в том – как все это делить.

По настоящее время есть собственно Республика Кипр (примерно 60% территории и около 800 тысяч населения) и Турецкая республика северного Кипра (приблизительно 38% острова и около 300 тысяч населения). Еще 2% Кипра составляют британские эксклавы, где расположены английские военные базы. Республика Кипр признана почти всеми, за исключением Турции. Северный Кипр признан только Турцией. Если конечно, не считать анекдотическое "официальное признание" ТРСК азербайджанской автономной областью Нахичевань.

На сегодня в мире не так уж и много таких непризнанных "неидентичных близнецов" Кипра.

Из непризнанных (или признанных многими, несколькими или одним государством) можно назвать Косово (признали 65 стран из 192 членов ООН), Абхазию и Южную Осетию (признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру). Но еще и Тайвань, Нагорный Карабах, Сомалиленд, Приднестровье, Турецкая республика северного Кипра, Армения (ее не признает Пакистан). Палестинская автономия, Израиль (не признан 20 мусульманскими странами мира), Южная Корея (не признана КНДР) и Северная Корея (не признана Южной), Арабская демократическая республика Шахрави (Западная Сахара). Чехия и Словакия, между прочим, до сих пор не признаны Лихтенштейном (и наоборот), поскольку у княжеской фамилии в этих странах отобраны кое-какие земли.

Так что вполне возможно, что уже через несколько лет в мире появятся еще два новых государства со статусом полупризнанных. В добавление к почти уже разделившемуся после референдума 9-15 января Судану. Надо только дождаться марта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала