ВАРШАВА, 26 янв - РИА Новости, Анна Чернова. Польская военная прокуратура направила российской стороне запрос с просьбой о допросе российских диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный" в качестве свидетелей по делу о смоленской катастрофе, сообщает в среду польский телеканал TVN24.
"В запросе польская сторона обратилась с просьбой допросить в качестве свидетелей диспетчеров аэродрома "Северный" с участием польских военных следователей, которые могли бы задавать свидетелям общие вопросы", - сказал представитель военной прокуратуры Збигнев Жепа.
Ранее официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил РИА Новости, что СК в рамках расследования дела о катастрофе самолета польского президента под Смоленском в апреле 2010 года планирует в ближайшее время провести встречу с польской стороной, а также повторный допрос свидетелей.
Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Они направлялись на траурные мероприятия в Катыни. МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Польша заявила, что не ставит под сомнение утверждения отчета МАК, однако Варшаву не устраивает отсутствие в нем некоторых фактов.
По словам Маркина, следователи Главного следственного управления СК уже приступили к тщательному изучению окончательного отчета технической комиссии о расследовании причин катастрофы под Смоленском, а также замечаний, представленных польской стороной. В феврале Следственный комитет планирует прием польской делегации, также будет проведена следственная работа, направленная на устранение всех возникающих у польской стороны вопросов, сообщил официальный представитель СК, добавив, что в этот период, в частности, планируется повторный допрос свидетелей в присутствии представителей прокуратуры Польши.
Материалы технического расследования, обнародованные МАК, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой, находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя в крови Бласика. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Однако 18 января польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском заявила, что российские авиадиспетчеры находились под давлением, не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса. На специальной пресс-конференции замруководителя комиссии Мирослав Гроховский обвинил российских диспетчеров в том, что они совершили много ошибок, в частности якобы не проинформировали экипаж о том, что Ту-154 находился ниже курса, не говорили о плохих погодных условиях и запасных аэродромах. При этом комиссия не уточняет, со стороны кого на диспетчеров оказывалось давление.