Рейтинг@Mail.ru
Система авиабезопасности Израиля стоит миллиарды, рассказал эксперт - РИА Новости, 25.01.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Система авиабезопасности Израиля стоит миллиарды, рассказал эксперт

Читать ria.ru в
Дзен
Организация системы безопасности крупного аэропорта по эталонным - израильским - стандартам стоит миллиарды долларов, но даже столь масштабные инвестиции вряд ли способны в одночасье взрастить профессиональные кадры, которые и обеспечивают приоритет Израиля в этой области, сказал РИА Новости известный израильский эксперт полковник запаса Итай Алон.

ТЕЛЬ-АВИВ, 25 янв - РИА Новости. Организация системы безопасности крупного аэропорта по эталонным - израильским - стандартам стоит миллиарды долларов, но даже столь масштабные инвестиции вряд ли способны в одночасье взрастить профессиональные кадры, которые и обеспечивают приоритет Израиля в этой области, сказал РИА Новости известный израильский эксперт полковник запаса Итай Алон.

Об опыте, накопленном Израилем, вспоминают после каждой попытки теракта на воздушном транспорте - будь то события 11 сентября 2001 года в США, перехват авиапосылок со взрывчаткой из Йемена в 2010 году или взрыв в московском аэропорту Домодедово, унесший 24 января жизни 35 человек.

Работу именно израильских служб безопасности поставил в пример президент РФ Дмитрий Медведев, поручивший во вторник правительству разработать систему "тотальной проверки" пассажиров и багажа.

Цена тотального контроля

Собеседник агентства, возглавляющий Центр авиационной охраны и безопасности при Фишеровском институте аэрокосмических стратегических исследований, рассказал, как такая система проверки работает в Израиле, или, точнее, в Тель-авивском международном аэропорту имени Давида Бен-Гуриона - главных воздушных воротах страны.

"Мы начинаем отслеживать каждого въехавшего в аэропорт с момента прохождения им первого пункта досмотра на въезде до момента его выезда из аэропорта или до посадки в самолет. На каждом этапе передвижения пассажира, помимо того, что отслеживаются его передвижения, используется большой спектр оборудования: металлодетекторы, сканеры, газоанализаторы", - сказал Алон.

Система вступает в действие уже на дальних подступах к аэропорту, где на контрольно-пропускном пункте все въезжающие автомашины автоматически проверяют по различным базам данным, а молодые люди с автоматами пристально вглядываются в лица пассажиров и, задавая отвлеченные вопросы, отслеживают реакцию собеседника и пытаются уловить в его речи акцент, наличие которого может стать поводом для более тщательных проверок.

Охранники встречают пассажиров непосредственно у дверей аэропорта, затем улетающих пассажиров в обязательном порядке допрашивают в очереди на проверку багажа, которая предшествует регистрации на рейс. Степень дотошности подобных процедур, которые могут завершиться и личным досмотром, во многом зависит от категории, которую служба безопасности присвоила авиапассажиру.

Завершенность системе "тотального контроля" придают 700 с лишним камер видеонаблюдения, обширная зона по периметру аэропорта, закрытая для посторонних и тщательно патрулируемая, ударопрочные стекла, урны, способные выдержать взрыв бомбы, и множество других систем, скрытых от взглядов непосвященных.

"Мы пришли к выводу, что для организации безопасности аэропорта крупного города с большим пассажирооборотом требуются миллиарды долларов. Минимальная сумма бюджета для оснащения одного аэропорта, по самым приблизительным подсчетам, должна составлять не менее 800 миллионов долларов, но это не главное", - говорит Алон.

Кадры решают все

Главное, по словам собеседника агентства, это "ответственность и заинтересованность персонала в своей работе, опыт, который нарабатывается годами". "А это, согласитесь, не то, что можно сразу приобрести даже за большие деньги", - сказал Алон.

"Приоритетная задача - это подготовка персонала, "человеческий фактор". Это важнее наличия дорогостоящего оборудования. Кстати, самые совершенные сканеры установлены не в Израиле, а, например, в Америке", - продолжил собеседник.

"Сотрудники службы безопасности задают вам простые, на первый взгляд, вопросы: "Как вы отдыхали?", "Море понравилось?" и, по вашему акценту, по вашему поведению могут определить, нужно ли вас подвергнуть дополнительной проверке. Никакое технически совершенное оборудование не может уловить те нюансы, которые может определить человек", - сказал эксперт.

В Израиле, по его словам, со всей серьезностью подходят к набору кадров для таких объектов. Уровень подготовки персонала службы охраны Тель-авивского аэропорта полковник сравнил с квалификацией сотрудников спецслужб: у многих за плечами годы службы в боевых армейских частях и университетская учеба.

Как и многие его коллеги, Алон высказывает сомнения в том, что израильская модель авиационной безопасности пригодна для прямого и полного переноса на зарубежную почву, в том числе из-за разницы в масштабах. Если в Израиле речь, по сути, идет об охране одного достаточного крупного аэропорта, обслуживающего 12 миллионов человек в год, то только через московские Домодедово, Шереметьево и Внуково ежегодно проходят 45 миллионов пассажиров.

Ахиллесова пята

При всех достоинствах израильской системы безопасности, собеседник агентства не считает, что теракт, подобный домодедовскому, не мог бы случиться в Тель-авивском аэропорту, где зона прилета охраняется не столь тщательно, как зона вылета.

"Основной акцент службы безопасности аэропорта все-таки делают на зону вылета. Холл в зоне прилета, где встречают прилетевших пассажиров, безусловно, имеет камеры слежения, но уровень безопасности в этом месте значительно ниже, чем в других зонах", - сказал Алон, выразив уверенность в том, что теракт в Москве заставит израильские спецслужбы принять соответствующие меры.

С ним солидарен и бывший начальник службы безопасности Тель-авивского аэропорта Рафи Рон, который также считает незащищенность зон прилета общей проблемой аэропортов всего мира.

Ежедневно туда, по его слова, приходят тысячи людей, чтобы встретить своих родственников, деловых партнеров, друзей, и в этот момент они становятся "лакомым кусочком" для международного терроризма.

"Это (зона прилета) стало очень привлекательной целью для террористов-смертников. Теракт в Москве должен привлечь внимание к необходимости усиления мер безопасности в этих зонах", - цитирует Рона газета Washington Post.

В зоне прилета произошел и самый крупный теракт в истории Тель-авивского аэропорта. В мае 1972 года трое боевиков леворадикальной "Японской Красной армии", прибыв в Израиль, достали из полученного багажа автоматы и открыли беспорядочную стрельбу по окружающим. Тогда погибли 25 человек, в том числе брат будущего президента страны Эфраима Кацира, свыше 70 были ранены.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала