Менеджмент московского аэропорта Домодедово, где в понедельник произошел теракт, должен ответить за нарушения в обеспечении безопасности, заявил президент России Дмитрий Медведев. По предварительным данным, взрывное устройство мощностью до 5 килограммов в тротиловом эквиваленте, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, скрывавшийся в толпе встречающих. Погибли 35 человек.
Согласно Воздушному кодексу РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
- предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
- охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
- исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
- предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с законом Российской Федерации "О милиции".
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с законом Российской Федерации "О милиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
В октябре 2004 г. после терактов на борту самолетов ТУ-134 и ТУ-154, вылетевших из аэропорта Домодедово, в аэропортах России меры предполетного досмотра были ужесточены.
С 1 октября 2004 г., согласно приказу руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, стали действовать новые правила предполетного досмотра: сотрудники службы авиационной безопасности должны обязать пассажиров перед выходом на посадку снять верхнюю одежду, головные уборы, обувь и ремень. Авиапассажиры, вызывающие подозрение, подлежат дополнительному досмотру в отдельном помещении. Только после прохождения всех указанных процедур пассажиры допускаются к посадке в самолет.
Данные изменения были внесены приказом Минтранса в "Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" от 21 ноября 1995 г.
В июле 2007 г. приказом Минтранса были утверждены "Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров".
В соответствии с правилами предполетный и послеполетный досмотры пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.
В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников органа внутренних дел на транспорте, досмотры проводятся с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел.
Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра.
При досмотрах применяются технические и специальные средства: стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и другие технические и специальные средства, сертифицированные в установленном порядке, а также служебные собаки кинологических подразделений.
Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после осуществления пограничного, таможенного, иммиграционного и иного контроля.
Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира. Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствии. Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
При поступлении информации об угрозе совершения акта, незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
При досмотрах грузов и багажа применяются стационарные технические и специальные средства, а также могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений.
Досмотры почтовых отправлений осуществляется без их вскрытия.
Почтовые отправления с нарушенной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.
Бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту.
Обеспечение безопасности при входе в аэропорт и в здании аэровокзала
Согласно действующей редакции авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Инструкция должна предусматривать, в том числе, ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.
В соответствии с положением "О пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации" пропускной режим – это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
Контролируемая зона - рабочая площадь аэропорта, аэродрома и прилегающая к ним территория, служебные здания, строения, склады, доступ в которые контролируется.
Для организации пропуска в контролируемую зону лиц и автотранспорта в аэропортах (авиапредприятиях) создаются контрольно-пропускные пункты.
КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.
КПП аэропортов местных воздушных линий оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, тревожной сигнализацией, воротами без дистанционного управления, переносными техническими средствами досмотра физических лиц, автотранспорта и грузов.
Количество контрольно-пропускные пункты, через которые осуществляется доступ в контролируемую зону, должно устанавливаться с учетом обеспечения эффективной работы аэропорта (авиапредприятия) и обслуживаться достаточным количеством сотрудников службы авиационной безопасности.
В периоды повышенной опасности или при наличии особой угрозы усиливается действующая в аэропорту (авиапредприятии) система пропускного и внутриобъектового режима за счет привлечения дополнительных сил и средств.
Внутриобъектовый режим - это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия).
Внутриобъектовый режим устанавливается в целях: исключения несанкционированного доступа в контролируемые зоны аэропорта (авиапредприятия); исключения возможности бесконтрольного передвижения персонала, пассажиров и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта; установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, следующих по маршруту стерильной зоны; установления порядка допуска к местам посадки в воздушные суда пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций.
Для достижения целей внутриобъектового режима:
- определяются зоны ограниченного доступа;
- создаются стерильные зоны для прохода пассажиров, прошедших предполётный досмотр, к местам посадки в воздушные суда;
- организуется патрулирование сотрудниками службы авиационной безопасности в целях контроля за проходом работников авиапредприятия и лиц сторонних организаций в зоны или на объекты аэропорта (авиапредприятия), доступ в которые ограничен;
- внедряются технические средства контроля и охраны в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия);
- осуществляется досмотра работников аэропорта (авиапредприятия) и всех других лиц для допуска их в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
В контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятий) не допускается:
- эксплуатация автомобилей, не состоящих на учёте в ГИБДД МВД России, и механизмов, не зарегистрированных в аэропорту (авиапредприятии);
- использования без разрешения службы авиационной безопасности кинокамер, фото‑ и видеоаппаратуры;
- производить съемку авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов аэропорта (авиапредприятия) без соответствующего на то разрешения;
- нахождения работников аэропорта (авиапредприятия) после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;
- курение и разведение огня в местах, не предусмотренных для этой цели;
- загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение людей, транспорта и могут вызвать загорание или скрытую закладку взрывного устройства;
- оставлять открытыми окна в помещениях после окончания рабочего дня, в том числе и имеющие металлические решётки;
- нахождение на территории или объекте лиц в нетрезвом состоянии.
В аэропортах Московского аэроузла в целях предупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе на привокзальной площади и прилегающих к ней территориях, на входах в аэровокзал и в зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотра проводятся согласованные с органами внутренних дел мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В аэропортах Московского аэроузла с целью выявления взрывчатых веществ создаются кинологические подразделения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников