Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Обвинение со стороны зятя покойного президента в адрес России стало сенсацией в нашей стране, но не в Польше. Муж дочери Леха Качинского Марцин Дубенский заявил, что "близок к сведениям" о том, что случившееся в Смоленске было "преднамеренным убийством". За которым, естественно, стоят россияне, якобы преднамеренно не давшие польскому экипажу правильных данных о его высоте в день катастрофы.
Польское общественное мнение, попривыкшие за последние месяцы и к не таким абсурдным заявлениям, осталось в том же состоянии, что и до исторического заявления г-на Дубенского. "Конспирологическое" меньшинство и раньше верило, что все происшедшее - дело рук русских. Более спокойное и рассудительное большинство от этих версий отмахивается, но и верить в представленную МАК стопроцентную вину "польской стороны" в смоленской трагедии отказывается. Либеральные же круги, стоящие за премьером Дональдом Туском и правящей партией "Гражданская платформа", застыли в напряженном ожидании - на что еще способен безграничный цинизм лидеров партии Качинских "Закон и справедливость" (ЗиС)?
Подлинная цель участников операции под кодовым названием "выяснение смоленской катастрофы" (именно так назвала действия ЗиС газета "Жечпосполита") - это не россияне, а польский премьер Дональд Туск и его партия "Гражданская платформа". Проиграв "Платформе" выборы 2007 года, покойный Лех Качинский и его брат Ярослав надеялись взять реванш на ближайших президентских, а потом и парламентских выборах. Визит в Катынь в апреле прошлого года должен был стать началом предвыборной кампании Леха Качинского. Но самолет разбился. И теперь Ярослав Качинский с командой решили превратить этот жирный минус в столь же жирный плюс, фактически поставив победителей выборов вне закона.
Вот цепочка выводов, которую предлагают полякам все информационные ресурсы партии ЗиС и ее парламентская фракция. Туск не любил Качинского - встречей с Путиным в Катыни Туск сделал визит Качинского неизбежным - после гибели самолета Туск отдал следствие в руки россиян - следствие получилось "антипольским" - по имиджу Польши нанесен удар, а российское злодейство не расследовано. Вывод: Туск должен уйти в отставку. "Цель кампании - делегитимизировать правительство "Гражданской платформы" - такой вывод делает публицист "Жечи посполитой" Михал Шульджинский, и этот вывод очень похож на правду.
Удается ли авторам кампании достигнуть своей цели? Скорее всего, нет. Слишком уж открыто идут они к власти и больно уж грязную дорожку выбрали. Каждое десятое число каждого нового месяца (президент погиб 10 апреля) лидеры ЗиС устраивают открытые молебны в одном и том же костеле в Варшаве. Помимо этой "стратегии 10", придумываются и информационные поводы погрязнее. То Ярослав Качинский вспомнил, что привезенное в Польшу тело президента не было похоже на его брата-близнеца. То вот теперь зять покойного уж и вовсе откровенно обвинил Россию в коллективном убийстве. Впрочем, многое будет зависеть и от позиции премьера Туска. Не поддастся ли он искушению принять логику ЗиС - логику разделения "польской" и "русской" вины с "утяжелением" русской стороны весов? В ближайшие дни в пресс-центре польского правительства, то есть в "вотчине" Туска, состоится "презентация" звукозаписи того, что происходило в центре управления полетами на аэродроме в Смоленске. Обещают много мата, выход на связь с Москвой и "окончательное" решение Москвы разрешить посадку. Кому как, а Ярославу Качинскому все уже ясно: "Ответственность за катастрофу несут почти исключительно россияне", - заявил он сегодня.
Не отстают от лидера и депутаты ЗиС, причем реагируют на события они по-славянски эмоционально. Депутат Эугениуш Клопотек заявил, что после доклада МАК испытал чувство, как будто кто-то дал ему "в морду". Ну что ж, разные бывают реакции на доклады - наверное, могут возникнуть и такие ощущения. Публициста "Газеты выборчей" Павла Вронского, посмевшего заявить, что основной причиной катастрофы стало желание "первого лица" и его пилотов приземлиться вовремя любой ценой, назвали российским лоббистом. "Если так называют людей, которые хоть изредка прислушиваются к голосу рассудка, то пусть я буду российским лоббистом", - парировал Вронский на страницах "Газеты". При этом он отметил, однако, что явное нежелание представителей МАК рассматривать даже возможность ошибки наземных служб не отличалось деликатностью - как и явно нетактичное выпячивание того факта, что в крови сидевшего в кабине командующего польских ВВС генерала Бласика был обнаружен алкоголь.
Проблема организаторов кампании против Туска в том, что у них кончается, если можно так выразиться, пиар-горючее. Надежды на то, что удастся добиться дополнительного расследования обстоятельств катастрофы в ИКАО (Международной организации по делам гражданской авиации) тают: рейс Ту-154 не был обычным пассажирским гражданским рейсом и не попадает под юрисдикцию этой организации. Попытки не признавать, что события 10 апреля подпадают под действие Чикагской конвенции, которой руководствовался при расследовании МАК, тоже не сработали. Российская госкомиссия по расследованию смоленской катастрофы официально завершила работу. Пиар-поводов для возмущения остается все меньше.
Депутаты ЗиС наверняка еще поборются за то, чтобы принять в сейме "зубодробительную" резолюцию о вероятной вине наземных служб в Смоленске и о недопустимости оскорбления памяти генерала Бласика. Увы, полностью этого момента в резолюции вряд ли удастся избежать - из-за упомянутой Вронским неделикатности МАК. Но досрочных выборов, новых международных расследований и разрыва отношений с Россией не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции