Те путешественники, которые выбирают круиз, могут больше ни о чем не беспокоиться. Единственный вопрос, который и возникает на лайнере, так это в какой из ресторанов отправиться на ужин и на какую развлекательную площадку выбраться после него. Это бары и лобби с живой музыкой, несколько вечерних шоу, казино. На американских судах вам встретится по меньшей мере пятерка ресторанов, работающих по системе "все включено", и еще больше платных - с японской, мексиканской, итальянской кухней. Рассчитаны они, судя по всему, на закоренелых гурманов, поскольку и меню в ресторанах, включенных в путевку, обновляется каждый день, а в безграничном зале со шведским столом найдется и японский, и индийский кулинарный уголок.
Режим "все включено" не распространяется на напитки и алкоголь - монополист, естественно, несколько злоупотребляет этим, почти вдвое задирая цены по сравнению с барами на суше. Но пассажиры лайнеров охотно делятся друг с другом успешным личным опытом, как пронести на борт взбодряющее: в пластиковых бутылках из под воды, в термосах, кулерах или просто в мелкой фасовке.
Многие круизы сразу оговаривают при продаже туров, что просят туристов прихватить наряды, приличествующие ресторанным залам, где церемонно встречают при свечах. Можно, конечно, и здесь провести 10 дней в спортивных трусах, если ограничиться демократичными точками массового питания на палубах. В залы с обслуживанием вечером входить в шлепанцах и шортах не принято. Под совсем уж вечерние платья и бриллианты дамы также всегда могут найти особые мероприятия.
Круизный лайнер - это по сути плавучий 11-13 этажный отель с несколькими бассейнами, по меньшей мере один из которых расположен под открытым небом - его "завсегдатаи" к концу десятидневного тура обретают яркое бронзовое покрытие. В плавучем отеле размещаются от тысячи до полутора обитателей, поэтому наслаждаться видом бирюзовой морской бесконечности в уединении не выйдет. Хотя и реально сделать выбор между шумным основным скопищем туристов с традиционной развлекательной программой и живой музыкой и тихими небольшими верхними палубами, где не принято громко разговаривать.
Карибские круизы бывают самые разные, ибо объехать за одно путешествие все 7 тысяч и еще один остров (это официальные данные) Вест-Индии просто невозможно.
Самыми надежными, безопасными и благоустроенными для туризма считаются Американские и Британские Виргинские острова. Имя им дал сам первооткрыватель Христофор Колумб в честь известной католической святой Урсулы и ее 11 тысяч дев, по легенде, принявших в IV веке обет безбрачия и мученическую смерть. А путешествовать, к примеру, на Гаити, если и стоит, то со взводом натасканных телохранителей - такая уж слава у этих мест, где белому путешественнику лучше не появляться. А в основном население карибских островов славится общительным и дружелюбным характером.
Острова Вест-Индии имеют свою историю и свое лицо. Оно нередко определяется географией колонизации, хотя теперь практически все острова, пожелавшие обрести национальную независимость, получили ее или остаются самоуправляемыми территориями в составе США, Великобритании и других стран ЕС.
Столица Пуэрто-Рико Сан-Хуан - уютный средневековый городок в стиле испанских конкистадоров. Тортола - символ британской упорядоченности. Кто поверит, что первым некоронованным королем здесь был британский пират Эдвард по кличке Черная борода, фамилию которого точно никто не знает.
Сент-Мартин, а еще лучше его французская часть (часть крошки-острова принадлежит голландцам), источает аромат отличного кофе и выпечки, здесь изготавливают ликеры удивительных вкусов и оттенков. И еще одна приятная деталь для путешественника, в кошельке которого доллары: валютой острова считается евро, но наличный доллар при расчетах принимается вместо евро по курсу один к одному.
Выкупленный в 1917 году американцами за 27 миллионов долларов остров Сент-Джон - почти сплошной зеленый заповедник, ибо Лоренс Рокфеллер завещал все свои земли, приобретенные на острове (а это более половины всей площади) под национальный парк. Средневековый городок с населением около 4 тысяч человек - сплошь торговые ряды с улочками, в которых едва и разминешься, - напоминает о датских завоевателях острова. Добраться сюда можно только по воде.
Туры, которые продают на борту круизных лайнеров, отличаются главным образом ценами (не в пользу туриста) и временем, которое путешественник убивает на рутину сбора большой группы, где все кого-то ждут и всегда кто-то опаздывает. Круизные острова имеют развитую бизнес-структуру: у причала обычно стоят в ожидании такси, в том числе и в виде смешных открытых повозок, как это было на Тортоле. Цены, как правило, фиксированные, но не высокие. Так, индивидуальное путешествие "дикарем" на пляж в Тортоле обошлось мне в 25 долларов на двоих, в то время как оказавшаяся здесь же публика с нашего корабля платила по 100 долларов на двоих за то же самое, только в "организованной группе".
Для состоятельных туристов не проблема заказать из любой точки рыбалку с индивидуальной яхты или ужин в единственной вилле на каком-нибудь частном "необитаемом" острове. Тут расценки начинаются от 2 тысяч долларов.
В США круизы особенно любят пенсионеры, ведь зачастую загрузиться на борт можно прямо в родном городе, люди с проблемами передвижения и те, кто предпочитает отдых без лишних забот и мечтает увидеть больше, не таская за спиной тяжелый рюкзак. Для семей с детьми сложно придумать что-то лучше отдыха на лайнере Диснейленда, переносящего юных путешественников в сказку на целую неделю.
Российские туристы, попавшие на американский круиз, обычно остаются довольны путешествием. Хотя они начинают испытывать проблемы, едва ступив на землю первого же острова, ибо каждый из них достает из кошелька 100-долларовую купюру за какой-нибудь экскурсионный билет стоимостью в семь долларов. Да, заранее стоит сказать и еще об одном неприятном обстоятельстве - чаевые на круизных кораблях (примерно 12 долларов в сутки) обычно автоматически ежедневно снимаются со счета туриста, о чем заранее предупреждены все, кто прочитал объемистую брошюру, загодя рассылаемую американским пассажирам круизной командой.
Там, к слову, не упоминается о морской болезни, а штормы порой случаются и в этих благодатных местах. Поэтому каюту лучше выбирать в центре корабля, где качка даже в шторм ощущается слабее.
Сезон ураганов (и турскидок!) в этом районе официально приходится на время с 1 июня по 30 ноября. Парадоксально, но именно путешествие на корабле считается самым предпочтительным, если вдруг не повезет с погодой, поскольку лайнеры меняют свой маршрут и передвигаются в зону вне действия стихии. Как правило, некоторые острова Арубы и Тринидата и Тобаго никогда не затрагиваются ураганами и штормами. Но попасть в качку по меньшей мере на сутки - редко, но можно в любой сезон.
На вопрос, какой из карибских островов самый красивый, каждый путешественник ответит по-разному. Но самые красивые те, на которых вы еще не бывали. По крайней мере в этом уверены карибцы с тех архипелагов, куда редко заглядывают круизные суда.
Лариса Саенко