ЭР-РИЯД, 17 янв - РИА Новости, Рафаэль Даминов. Саудовская Аравия, приняв у себя опального президента Туниса Зина аль-Абидина бен Али, предотвратила более масштабные жертвы в этой стране и в очередной раз заявила, что способна дружить с иностранными лидерами и в тяжелые для них времена, считает известный саудовский политолог Абдалла Аш-Шамри.
Волна недовольства неудовлетворительными социальными условиями, разгулом коррупции и безработицей захлестнула Тунис около месяца назад. В результате беспорядков и столкновений демонстрантов с полицией за месяц погибли более 70 человек, сотни получили ранения и травмы.
Саудовская Аравия приняла у себя бежавшего от народных волнений президента Туниса. За несколько часов до этого в предоставлении ему политического убежища отказала Франция. В кратком заявлении королевской канцелярии, сделанном по прибытии опального лидера, причиной подобного жеста Эр-Рияда называется "возвращение стабильности и безопасности братскому народу Туниса".
По мнению саудовского политолога Абдаллы Аш-Шамри, Саудовская Аравия, заявляющая о себе как о центре исламского мира, сделала знаковый жест, приняв у себя бежавшего президента. Однако, прежде всего, подчеркивает эксперт, этим поступком королевство спасло тунисцев от еще большего количества жертв.
"Скажу откровенно, бывший президент Туниса Зин аль-Абедин бен Али не любим народом Саудовской Аравии и (народами) других арабских стран Персидского Залива. Но, так как законодательство нашей страны основывается на шариате, согласно которому защита и убежище могут быть предоставлены даже немусульманам, мы не могли ему отказать. Тем самым королевство спасло народ Туниса от продолжения бойни, в которой могло пострадать еще много человек. Через некоторое время народы, как Туниса, так и Саудовской Аравии, поймут, что власти королевства, приняв опального президента, поступили очень мудро", - сказал РИА Новости в понедельник политолог, лектор Института международных отношений МИД Саудовской Аравии Аш-Шамри.
Похожей точки зрения в Саудовской Аравии придерживаются практически все эксперты. Более того, по их словам, политическое убежище, предоставленное бен Али, не испортит отношения королевства с властью, которая будет сформирована в Тунисе.
"Бен Али здесь находится в качестве политического беженца, а не в качестве президента. Всем, кто находит здесь убежище, не позволяется заниматься политической и общественной деятельностью, направленной против страны, из которой он приехал. Думаю, что его даже ограничат в телефонной связи с Тунисом. Поэтому я не думаю, что он в дальнейшем может помешать нашим связям с новыми властями этой страны", - рассказал саудовский политолог Джамаль Аль-Хашиги.
Мировые СМИ в качестве одной из главных причин, по которой бежавший президент Туниса получил убежище в Саудовской Аравии, называли его многолетнюю дружбу со вторым заместителем короля, министром внутренних дел Наефом бен Абдель Азизом Ас-Саудом. Саудовские эксперты эти детали никак не комментируют - в стране не принято обсуждать членов монаршей фамилии. Однако сам факт предоставления убежища опальному политику, считают они, хорошо скажется на имидже Эр-Рияда.
"У правящей семьи Саудовской Аравии прекрасные отношения со всеми правительствами и главами арабских государств, все они, можно сказать, друзья. И принятие здесь бывшего президента Туниса - это поступок, который как раз говорит в пользу властей королевства. Есть известная поговорка "друг познается в беде", и наша страна доказала, что она является другом как в благодатное время, так и в тяжелые времена. Хотя, полагаю, что некоторые попробуют использовать это событие против королевства", - сказал Абдалла Аш-Шамри.
В разные годы в Саудовской Аравии находили прибежище известные политики и лидеры арабского и исламского мира. Среди них - бывший угандийский диктатор Иди Амин и бежавший от политических репрессий из Пакистана Наваз Шариф, ставший впоследствии премьер-министром этой страны.