Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости"
"Бронза" для российского биатлона, знававшего лучшие времена, становится на этапах розыгрыша Кубка мира самой лучшей наградой. В декабре и январе в пяти стартах лишь Ольге Зайцевой однажды удалось выиграть первое место. В остальных же редких случаях попадания на подиум биатлонисты России, в частности, Светлана Слепцова и Иван Черезов, довольствовались, как это было в масс-старте в Оберхофе, третьими позициями.
После Оберхофа показалось было, что в караване Кубка мира происходит постепенное перераспределение сил, и российские биатлонисты и биатлонистки стали принимать в нем самое активное участие. Но скоро выяснилось, что это не так. Провал в оберхофской эстафете, как в мужской (14-е место!), так и в женской (всего лишь 5-е) все-таки больше свидетельствует об уровне готовности спортсменов, нежели их редкие появления в призовых тройках.
Оба январских этапа, проходившие на немецких биатлонных трассах, в очередной раз высветили основную, судя по всему, проблему сборной России на сегодня: неважный уровень функциональной готовности. Можно, разумеется, рассуждать о том, связно ли это со стремлением тренеров все "поставить" на предстоящий чемпионат мира, а потому не форсирующих подготовку, или же речь идет о просчетах в тренировочной работе. Но факт остается фактом: детальный анализ прохождения российскими спортсменами дистанций - точности стрельбы и скорости бега – показывает: даже неплохое выступление на огневых рубежах и относительно нормальный ход по дистанции не дает преимущества над соперниками. Наглядными примерами этого стали гонки преследования, оставившие Ивана Черезова и Ольгу Зайцеву пятыми. И Черезов, и Зайцева жаловались на усталость, не позволившую им, по их мнению, выступить лучше. Сложности с восстановлением сил между гонками также свидетельствуют о невысоком уровне физической готовности.
Между тем, некоторые специалисты, в частности, двукратный олимпийский чемпион Сергей Чепиков, считают: никакого кризиса в российской команде и в помине нет, а неудачи связаны, прежде всего, с происходящим переходом на новую систему подготовки. Для внедрения новой системы требуется время, однако по тому, как команда выступила на первых пяти этапах, так и не стало ясным, в чем же заключается эта система. Вряд ли она подразумевала, в частности, такой провал в эстафетных гонках. Почему-то считается, что 14-е место мужской команды в эстафете – результат неблагоприятной погоды. Погодные условия в Оберхофе действительно были не самыми пригодными: приходилось и стрелять в дождь на сильном ветру, и бежать по расквашенной лыжне. Но в таких условиях оказались тогда не только российские биатлонисты, но все без исключения их соперники, в том числе, из тринадцати команд, опередивших сборную России.
Следующий этап Кубка пройдет в итальянской Антерсельве. Затем Кубок переедет на американский континент. Российская команда, насколько известно, намерена отправить в США, где гонки пройдут в Преске и Форт-Кенте, экспериментальный состав. Основная же сборная в феврале будет целенаправленно готовиться к мартовскому чемпионату мира в Ханты-Мансийске. При таком подходе к тренировочной и соревновательной программе возникает лишь одна неувязка: на протяжении пяти недель ведущие биатлонисты и биатлонистки команды России останутся без серьезных стартов. Быть может, это обстоятельство учтено тренерами, которые именно в феврале намерены окончательно подвести своих подопечных к пику формы, рассчитанному на успешное выступление в домашнем чемпионате мира.
В зачете Кубка наций, тем временем, мужская команда России расположилась на пятом месте, пропусти вперед Норвегию, Германию, Францию и Австрию, а женская занимает второй место вслед за немецкой. В личном же зачете вообще беда – никого из наших нет даже в пятерке сильнейших, ни у мужчин, ни у женщин: Евгений Устюгов на седьмом месте, Ольга Зайцева – на шестом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции