Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
В конце декабря премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выделении из Резервного фонда средств в размере 284,397 миллиарда рублей на финансирование дефицита бюджета в 2011 году. Ранее предполагалось, что к концу 2010 года Резервный фонд окончательно иссякнет в борьбе с дефицитом. Однако расчеты оказались не совсем верными - на 1 декабря в Резервном фонде оставалось еще 1,28 трлн. рублей. Так что за вычетом указанной суммы в Резервном фонде останется ни много, ни мало - триллион рублей.
Причина «просчета» в том, что на протяжении семи последних месяцев (по ноябрь включительно) Россия не изымала денег из Резервного фонда, поскольку стабильно высокие цены на нефть обеспечивали новые поступления, а жесткий режим экономии госсредств, на котором настаивал Минфин, понемногу сократил расходы.
К тому же поступающие в фонд средства не лежали мертвым капиталом, а были обращены в ценные бумаги, что дополнительно дало только за последний квартал от размещения средств 580 миллионов долларов, или 17,7 миллиарда рублей. Так что, скорее всего, преждевременное прощанье с Резервным фондом откладывается на неопределенное время.
Оптимизма прибавляют и прогнозы международных аналитиков, которые считают, что благодаря высоким мировым ценам на нефть Россия может покончить с дефицитным бюджетом уже в 2011 году.
Правда, министр финансов Алексей Кудрин придерживается более осторожных оценок, полагая, что бездефицитный бюджет возможен лишь при ценах на нефть не менее 105 долларов за баррель, а средняя цена «черного золота» в нынешнем году, по оценке Минфина, не превысит 75 долларов.
Но, так или иначе, конъюнктура цен на нефтяном рынке позволяет надеяться, что финансовые проблемы России в 2011 году будут смягчены.
Однако, отмечают экономисты, это будет лишь временная передышка. Прежде всего потому, что Россия не извлекла уроков из «семи тучных лет» до мирового финансового кризиса, и всякие попытки модернизации, диверсификации экономики проходили вяло и бессистемно, страна все больше и больше оказывалась в зависимости от «нефтяной иглы».
По мнению министра финансов Алексея Кудрина, уже давно пора менять структуру российского бюджета: «Если до кризисного 2008 года мы тратили 6,5-7% нефтегазовых доходов на расходы бюджетной системы, то сейчас 13-14%».
А если завтра цены упадут? Бюджету требуются и другие источники поступлений. Так что сегодня, когда модернизация становится основным направлением развития, такая благостность, надежда на нефтедоллары становится тормозом для развития российской экономики.
Кроме того, пока отечественный бизнес не торопится с финансированием модернизационных проектов, так что модернизация ложится тяжким бременем на госбюджет. А в условиях, когда несколько лет бюджет сводится с дефицитом, проблема становится болезненной.
Любопытно, что Казахстан, наш ближайший партнер по Таможенному союзу и ЕЭП, осуществляя свою амбициозную программу инновационной индустриализации, практически не использует госбюджет. И если у нас модернизацию уже связывают с повышением налогового бремени на экономику, то в Казахстане основные расходы, связанные с индустриализацией, финансированием инвестиций в инфраструктуру и льготным кредитованием приоритетных проектов несут Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его 100-процентная «дочка» - Банк Развития Казахстана.
Очевидно, что создание целевых фондов, которые могли бы использоваться только для конкретных модернизационных проектов, в наших условиях также необходимы.
Что касается действующих в России фондов – Резервного и Фонда национального благосостояния, то сейчас все поступления в Резервный фонд идут на погашение бюджетного дефицита и дефицита Пенсионного фонда. Поэтому неудивительно, что министр финансов Алексей Кудрин нашел новый вариант возрождения Стабфонда. Правда, на этот раз речь зашла о реконструкции пока еще не израсходованного Фонда национального благосостояния, который, собственно, и предполагалось потратить на поддержку пенсионной системы.
Амбициозное предложение министра заключается в увеличении Фонда национального благосостояния в 10 раз. Минфин считает возможным создать резерв, который бы составил более 60 процентов ВВП. Для сравнения - на 1 декабря оба фонда составляли 8,3 процента ВВП.
Вот здесь-то и понадобятся новые источники помимо «ненадежной» нефти: Кудрин предлагает дополнить список отчислений приватизируемым имуществом - в виде акций или в виде доходов от продажи ценных бумаг. О том, что такой фонд помог бы «разгрузить» бюджет и гарантировать стабильность пенсионной системы, спору нет. Дискуссии уже начались - по деталям. Саму необходимость создания нового фонда (или реконструкции Резервного и ФНБ) уже даже не обсуждают.
Кстати свой фонд уже начала формировать Москва. С той разницей, что если сверхдоходы Федерации - это экспорт нефти, то у Москвы источниками фонда станет сверхконцентрация населения с высокими доходами (подоходный налог идет в региональный бюджет), выручка от управления недвижимостью плюс приватизация и экономия. Наверное, подобные источники можно поискать и в других регионах.