ВАРШАВА/МОСКВА, 13 янв - РИА Новости. В докладе Межгосавиакомитета об итогах расследования катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского недостает информации о переговорах диспетчеров, которым кто-то порекомендовал разрешить посадку, заявил представитель Польши при МАК Эдмунд Клих. Знакомый с ходом расследования эксперт напоминает, что диспетчер не имел права запретить посадку.
Ту-154 разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших были президент, его супруга и часть руководства страны. МАК в среду обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
"Я хотел бы, чтобы в докладе была точная информация о том, что происходило в комнате диспетчеров", - сказал в эфире польского телеканала TVN24 Клих, по мнению которого, диспетчеры могли закрыть аэродром в связи с погодными условиями.
Эксперт, знакомый с ходом расследования, заявил журналистам, что правилами не предусмотрена возможность диспетчеров запрещать посадку.
"Господин Клих с завидным упорством говорит о якобы имевшейся возможности у российских диспетчеров запретить посадку. В то же время Клиху как уважаемому авиаэксперту понятно, что у диспетчеров не было такой возможности, поскольку она не предусмотрена правилами", - сказал специалист.
Представитель Польши при МАК заявил, что располагает записями разговоров диспетчеров.
Российский эксперт в свою очередь отметил: "Господину Клиху наверняка известно, что ничего особенного в переговорах диспетчеров не было, и ему должно быть понятно, что важной и определяющей была та информация, которую диспетчеры доносили и сообщали экипажу, а сегодня во время демонстрации реконструкции полета все могли услышать, что именно говорилось, и сделать из этого выводы. В сегодняшней реконструкции были приведены все данные, которые тем или иным образом могли повлиять на полет польского Ту-154".
По данным МАК, экипаж польского самолета неоднократно в процессе снижения и захода на посадку предупреждался диспетчерами смоленского аэродрома о плохой видимости.
Как считает Эдмунд Клих, доказательств давления на экипаж высокопоставленными пассажирами нет.
По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши Анджея Бласика в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей "оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска".