ВАРШАВА, 12 янв - РИА Новости, Анна Чернова. Лидер оппозиционной партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качиньский раскритиковал опубликованный в среду доклад Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по смоленской авиакатастрофе, в которой погиб его брат, президент Польши Лех Качиньский.
МАК представил общественности результаты расследования, а также реконструкцию крушения Ту-154. Российская сторона ранее направила проект отчета Польше, получила замечания и в среду обнародовала окончательный вариант документа. По данным экспертов МАК, непосредственной причиной катастрофы стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, системными причинами стали недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
"Это эффект решения, которое принял (премьер-министр Польши) Дональд Туск - отдать вести следствие россиянам... Сегодня мы видим последствие в виде доклада, который обвиняет польских пилотов и Польшу полностью и односторонне без всяких доказательств", - сказал Качиньский журналистам.
Уровень взаимодействия с польской стороной при техническом расследовании МАК называет беспрецедентным. В работе следствия по линии комитета постоянно принимали участие 24 эксперта из Польши. Российская сторона разрешила представителям польской прокуратуры присутствовать при вскрытии "черных ящиков" и, не дожидаясь завершения расследования, передала Польше копии бортовых самописцев, 60 томов документов (более 20 тысяч страниц).
По мнению Качиньского, в докладе МАК содержатся "спекуляции о давлении" на пилотов, которого на самом деле не было, а наличие алкоголя в крови главкома ВВС Анджея Бласика не имеет никакого влияния на решение о посадке и никак не сказывалось на ходе рейса.
Российские и польские специалисты, расследовавшие авиакатастрофу, совместно пришли к выводу, что на экипаж самолета оказывалось психологическое воздействие. В частности, в кабине пилотов до последнего находился главком ВВС Польши, в крови которого судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя. По мнению экспертов, такое опьянение может быть довольно значительным.
Как отмечается в отчете МАК, "постоянное присутствие в кабине экипажа в процессе захода посторонних высокопоставленных лиц, безусловно, увеличивало напряжение и отвлекало экипаж от выполнения им своих обязанностей", а "зарегистрированные бортовым магнитофоном фразы (в 10:30:33 директор протокола: "пока нет решения президента, что делать дальше" и в 10:38:00 штурман: "Он взбесится...") свидетельствуют, что командир воздушного судна находился в психологически сложном положении".
По словам Качиньского, предупреждение об уходе на второй круг появилось на 14 секунд позже, чем должно было.
Председатель МАК Татьяна Анодина заявила, что диспетчер разрешил пробный заход польскому Ту-154 на посадку до 100 метров, с этой высоты экипаж должен был уйти на второй круг. При этом она отметила, что экипаж это указание подтвердил. По ее словам, требования аэронавигационных правил РФ гласят, что командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром, возлагая на себя ответственность за принятое решение.
Отвечая на вопрос, является ли, по его версии, смоленская авиакатастрофа убийством, Качиньский сказал: "Этот вопрос в настоящее время открыт". Он также отметил, что рейс, по его мнению, был не "международным", как заявил МАК, а "военным".
По словам председателя МАК, польский лайнер был самолетом государственной авиации Польши, полет осуществлялся на государственный аэродром РФ. В соответствии с положениями, касающимися статуса таких рейсов, это был международный, нерегулярный полет с пассажирами на борту, самолет не выполнял никаких военных целей, сказала Анодина.
Качиньский также сообщил, что собирается предложить в Сейме закон, отменяющий доклад МАК. Он также заявил, что не планирует участвовать в памятных мероприятиях в годовщину трагедии 10 апреля 2011 года, об организации которых говорили ранее президенты России и Польши.