Сегодня легендарному композитору, родоначальнику эстрадной музыки Латвии Раймонду Паулсу исполняется 75 лет. Правда, по сути, музыкант отмечает сразу два юбилея: ведь ровно 70 из этих 75 лет он за роялем. Автор известных "Миллион алых pоз", "Маэстpо", "Веpнисаж", "Стаpинные часы", "Зеленый свет", его песни до сих пор исполняются на бис. Как-то поэт Янис Петерс написал про Паулса: "Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев".
"Начнем с рояля"
Ояр-Раймонд Паулс родился в предместье Риги Илгюциемсе (Латвия) в семье стеклодува. Совмещая тяжелый труд на стеклянной фабрике с любительской музыкальной деятельностью, отец Раймонда Волдемар Паулс понимал, что не хочет такой же судьбы для своего сына, и мечтал об одном – чтобы Раймонд стал профессиональным скрипачом и зарабатывал себе на хлеб только музыкой.
Интересно, что когда одного из профессоров попросили оценить музыкальные способности юного Раймонда, "профессионал" вынес довольно грустный вердикт и сказал, что у мальчика нет ничего общего с музыкой. Однако критика только усилила желание Паулса-младшего доказать обратное и посвятить все свою жизнь музыке. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: "Начнем лучше не со скрипки, а с рояля". Так и была решена судьба Раймонда Паулса.
Безусловно, огромную роль в становлении личности музыканта сыграла Латвийская государственная консерватория, в которую он поступил в 1953 году после окончания музыкальной школы. В консерватории его педагогом по классу фортепиано был профессор Герман Браун. Параллельно с учебой Раймонд работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии.
Однако годы учебы в консерватории все же были омрачены рядом обстоятельств. Паулс вспоминает: "Я вечерами играл джаз и... пил. Я месяц пролежал в больнице, но в итоге не медицинские препараты меня излечили. Когда увидел, в какую жуткую больничную компанию алкоголиков попал, был просто шокирован: почему я среди них, а не на сцене, не в студии? Если бы тогда не завязал, давно был бы уничтожен и морально, и физически. Кстати, вскоре я так же решительно и бесповоротно бросил курить".
Раймонд всегда отличался удивительным трудолюбием, он никогда не боялся трудностей, напротив, всегда встречал их с достоинством. Интересно, что позже музыкант не советовал своей дочке Аннет идти по его стопам. "Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом", - говорил он.
В конце учебы в консерватории Раймонд начал писать музыку для академического театра драмы Латвийской СССР и для Театра кукол. А в 1960 году вышла его первая песенная пластинка с участием латвийских исполнителей. Позже на свет появились его известные песни - "Зимний вечер", "Мы встретились в марте", "Старая береза", а в 1970 году Паулсом был создан вокально-инструментальный ансамбль "Модо", с которым он проработал восемь лет.
"Пугачева постоянно ругала мои песни"
Многие из песен Паулса были написаны совместно с такими поэтами, как Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Илья Резник. Огромный успех сопутствовал творческому союзу Раймонда Паулса и Аллы Пугачевой ("Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня" и др.). Кстати, как вспоминает сам музыкант, работать с "Примадонной" было совсем непросто. Так, к примеру, Пугачева наотрез отказывалась исполнять песню "Миллион алых роз", которая впоследствии стала хитом.
"Она постоянно ругала мои песни, мол, это все несерьезно. Текст "Маэстро" по ее просьбе Илья Резник переделывал восемь раз! Однако на концертах всегда пела мои песни... Так вот, насчет "Миллиона роз". Кто бы мог подумать, что эта песня, покорив весь Советский Союз, приживется даже в Японии!", - рассказывает Паулс.
История самой песни "Миллион алых роз" довольно интересна. Сначала был латышский вариант, там речь шла о судьбе девочки, которой мама пела в детстве песенку, а потом эта девочка пела эту песенку уже своей дочке. Про миллион роз не было ни слова, вспоминает Раймонд. Позже Андрей Вознесенский написал русскую версию песни, слова которой знает наизусть практически каждый.
Паулс также работал и такими известными исполнителями, как Валерий Леонтьев и Лайма Вайкуле. В 2009 году в одном из интервью музыкант признался: "С Лаймой продолжаем работать плодотворно. Она способна растормошить даже такого ленивого и сомневающегося человека, как я". Раймонд Паулс является автором двух мюзиклов. Первый его мюзикл "Сестра Керри" по Теодору Драйзеру был удостоен премии Золотой янтарь" на международном конкурсе в Польше.
Проверьте, насколько хорошо Вы знаете творчество Раймонда Паулса >>
"Не кабинетный персонаж"
Песни Паулса исполняли Виктор Лапчёнок, Нора Бумбиере, Мирдза Зивере, Лариса Мондрус, София Ротару, Роза Рымбаева, Николай Гнатюк, Яак Йоала, Андрей Миронов, Татьяна Буланова, Валентина Легкоступова, группы "Кредо" и "Ремикс". В середине 1980-х годов большую популярность приобрела песня "Золотая свадьба" ("Дедушка с бабушкой…") в исполнении созданного композитором при Латвийском радио детского ансамбля "Кукушечка". Раймонд Паулс также написал музыку для целого ряда спектаклей, кино и телефильмов.
По инициативе Раймонда Паулса в 1986 году был организован международный конкурс молодых исполнителей "Юрмала".
С середины 1980-х годов Раймонд Паулс занимался государственными делами, однако в 2009 году музыкант решил окончательно уйти из политики. "В какой-то момент понял, что гибну морально. Да, я занимал высокие посты в правительстве, был министром культуры, имел хорошие рейтинги. Но я все-таки не кабинетный персонаж, а человек сцены. Такие понятия, как "интеллигентность", "творчество", с реальной политикой не вяжутся", - признавался позже артист.
Сегодня Паулс вернулся к главному делу своей жизни. Он выпустил диск "Между классикой и джазом", концертирует, часто выступает с Хором мальчиков им. Эмиля Дарзиня. Ведет в Латвийской консерватории класс для пианистов, специализирующихся в области эстрады и джаза.
Свое 75-летие маэстро отметит в кругу семьи, а 16 января примет участие в посвященном этому событию концерте в Риге. А вообще, из своего юбилея музыкант особенно громкого праздника не делает. "Вы знаете, я, откровенно говоря, никогда не любил эти юбилейные дела, мне кажется, они довольно такие, слишком такие искусственные, что ли. Можно без этих речей и без этих, так сказать, помпезных выступлений, можно так просто, играя что-то", - признается он.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников