Десятки тысяч жителей ближнего Подмосковья встретили первый год второго тысячелетия XXI века при лучине, при свечах или – в лучшем случае – при керосиновых лампах. Несколько тысяч встретили в таких же специфических условиях еще и Рождество. Происходило все это не в забытых Богом деревушках в медвежьему углу, не на затерянных в тайге заимках, а в современных городах и поселках, в двух шагах от столицы, новогодние огни которой играли всеми цветами радуги.
Лед на проводах
Отчего же случился этот очередной Апокалипсис местного значения? Да, конечно, природа мучила нас в прошлом году всяческими катаклизмами и стихийными бедствиями. Летом долго стояла аномальная жара. В результате повсюду вспыхнули аномальные лесные пожары, а Москву окутал аномальный удушливый дым.
В завершение, в самом конце декабря на столичный регион обрушилось такое удивительное аномальное явление как «ледяной дождь»: когда осадки, едва долетев до земли или иной поверхности, немедленно превращаются в лед и охватывает панцирем все подряд – тротуары, стволы и ветви деревьев и, конечно же, провода.
По словам специалистов, «ледяной дождь» продолжался неслыханно долго – целых 14 часов. Но это стихийное бедствие имело место 28 декабря и – редкий случай! – о нем вовремя предупреждали синоптики. Тем не менее, предупреждение не было услышано, и привело, как мы помним, к коллапсу в столичных аэропортах: в Домодедове вырубилось электричество, а Шереметьево не могло переварить перенаправленный к ним поток авиапассажиров. Однако, при всем сочувствии и уважении к нашим гражданам, пытавшимся улететь на новогодний отдых, надо признать, что оставшихся дома людей, лишенных настоящего праздника, постигло гораздо большее несчастье.
Так неужели до них тоже дотянулась неумолимая рука аномального «ледяного дождя»? И не слишком ли долго она держала (а кое-где держит и до сих пор!) за горло обитателей Подмосковья? Увы, столь длительные бедствия и мучения нельзя списать только на стихию.
Вернее, без стихии тоже не обошлось, но гораздо более привычной. А именно снегопадов и сильного ветра, например. Не самые приятные природные явления, но рутинные для русской зимы. Однако, если верить информационным сообщениям, именно эти типичные и вовсе не аномальные зимние особенности нашего климата и стали причиной длительных массовых отключений от электричества целых районов, поселков и городов.
Позарастали просеки
Снегопады и сильный ветер балуют наши края едва ли не каждый год. Но до сих пор свет горел. Случались, конечно, и отключения, но не в таких масштабах. И вдруг свет погас. Причем не так, чтобы ночь простоять и день продержаться, а пропал всерьез и надолго. Об этом свидетельствуют очевидцы. Совсем недавно, накануне Рождества, я принимал в гостях старого друга, жителя поселка Кратово Раменского района, и он рассказывал, что электричество работает по принципу: то потухнет, то погаснет. И это было спустя неделю – неделю! – после того, как большие начальники отчитались, что все неполадки устранены. Мой гость опасался, что свет не дадут и к Рождеству. Так оно и случилось, как он доложил мне позднее по телефону.
Так в чем же причины этого небывалого бедствия? Специалисты все уже объяснили. Дело в том, что ЛЭП, то есть линии электропередач, проходят по лесных просекам. В Московской области эти просеки изначально, по нормативам, делались более узкими, чем во всех остальных краях и областях: таким образом пытались сберечь больше леса. Именно поэтому несчастье больше всего затронуло именно этот регион. В других областях отключения тоже были, но там достаточно быстро все исправляли.
Если просеки заужены, то деревья растут рядом с проводами. Из-за пресловутого «ледяного дождя» они начали падать и рвать провода, которые тоже, в свою очередь, обледенели. Теперь надо пилить и оттаскивать упавшие стволы и чинить линии электропередач. Снегопад и ветер мешают. Вдобавок, требуется много электриков и техники, которую еще надо доставить к местам разрыва, а они, как правило, располагаются в густом непролазном лесу. Кроме того, людей и техники не хватает. Вот и создается чрезвычайная ситуация. Все очень просто и понятно.
Но иная простота, извините, бывает хуже воровства. Получается, во-первых, что за просеками давным-давно никто не следил, не расчищал их, и они густо заросли. А во-вторых, что провода, судя по всему, никуда не годятся.
Наверное, в XXI веке могли бы уже изобрести и изготовить более прочные кабели, учитывая наши суровые зимы, и протянуть их в труднодоступных местах.
Опора на собственные силы
Однако, как водится, заранее ни о чем не подумали. И кто, собственно, должен был следить за просеками и проводами? После того, как Анатолий Чубайс в 2008 году разделил могучее РАО ЕЭС на 23 малые компании, там было сокращено множество электриков. После принятия Лесного кодекса в 2007 году были уволены тысячи лесников. Износ энергосетей, по данным Московской областной энергосетевой компании (МОЭСК), достигает 60-70 процентов, это не мои фантазии, это официальные данные. Мощный всероссийский монополист такими мелочами не занимался. У МОЭСК не хватает ни денег, ни ресурсов...
Так что не надо взваливать всю ответственность на природу. В очередной раз сработал «человеческий фактор». Привычная картина. Дождались, пока грянет гром. Объявили аврал. Последствия многолетнего разгильдяйства лихорадочно устраняются. А тысячи людей оказались в дни новогодних праздников в антисанитарных условиях.
Некоторые эксперты и наблюдатели высокомерно заявляют: «У рачительных хозяев в сельской местности на случай подобных природных или административных катаклизмов давно существуют вполне доступные по цене электрогенераторы мощностью 5-10 киловатт и индивидуальные скважины или, по крайней мере, колодцы». Дескать, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Да, конечно, у многих есть электрогенераторы, другие срочно бросились их приобретать, причем цены немедленно подскочили в двадцать раз, как летом на вентиляторы и кондиционеры. Ничего не поделаешь, гримасы рыночной экономики.
Но, в целом, это странная позиция для XXI века: спасайтесь собственными силами, не рассчитывайте на государство. Вообще-то, мы все платим государству за электричество, и с каждым годом все больше. Или, может быть, жителям Подмосковья вернуться к натуральному хозяйству? Наконец, беда с отключениями пришла отнюдь не только в «сельскую местность». А еще, например, к жителям города Железнодорожный, обитающим в многоквартирных домах. Им просто некуда ставить электрогенераторы, не говоря уж о скважинах и колодцах.
Человечество много веков превосходно обходилось без электричества. Но раз уж его изобрели, то нельзя допустить, чтобы люди возвращались назад, в средневековье или каменный век. Даже в одном отдельно взятом районе, городе и поселке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции