Наталья Попова
В январе на российские экраны выходит фильм "Турист", где главные роли исполнили Джонни Депп и Анджелина Джоли. Как любой фильм, на афише которого указано хотя бы одно из этих двух имен, "Турист" стал одной из самых заметных премьер прошлого года (впервые его показали в декабре). Да и режиссер ленты не менее интересный персонаж – Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, дебютировавший в большом кино в 2006 году с лентой "Жизнь других". Тогда он завоевал все мыслимые и не мыслимые призы: "Сезар", BAFTA, и, главное, "Оскар" за лучший иностранный фильм. Однако вторая полнометражная работа режиссера скорее разочаровывает, как ни прискорбно это звучит.
Никогда не разговаривайте с незнакомками
Учитель математики Фрэнк Тупэло (клянусь, так написано в его паспорте), в исполнении Джонни Деппа, совершает турпоездку по Европе и знакомится в поезде Париж-Венеция с таинственной красавицей Элизой Уорд (Джоли). Элиза - дама, вслед которой завороженно смотрят другие мужчины, а потом падают и сами собой в штабеля укладываются.
Но все не так просто. Она – возлюбленная еще более таинственного вора и афериста Александра Пирса, скрывающегося от бандитов и международного правосудия. Пирс, о котором кроме его послужного списка известно лишь то, что он изменил внешность при помощи пластической операции, попросил Элизу найти случайного человека, издали похожего на него. Этим случайным простофилей и стал Фрэнк.
Слегка ошалев от оказанной ему чести, он покорно следует за Элизой в роскошный отель и поселяется на диване ее номера. Затем происходит романтический ужин, поцелуй на балконе (под всевидящим оком подозрительных типов), а на следующее утро в номер вваливаются двое бритоголовых "амбалов из Восточной Европы", принимающих Фрэнка за Пирса, и начинаются необыкновенные приключения американца в Венеции.
В этом месте кто-то, возможно, вспомнит фильм "Неуловимый", снятый французом Жеромом Саллем в 2005 году с Софи Марсо в одной из главных ролей, и вспомнит не зря. "Турист" - римейк "Неуловимого", Салль заявлен в числе сценаристов. Только действие фильма с Лазурного берега перенесено в Венецию и как следует сдобрено голливудской роскошью и гламуром.
Сравнение с французским первоисточником здесь, впрочем, не столь неизбежно, как сравнение с предыдущей работой Хенкеля фон Доннерсмарка. "Жизнь других", несомненно, один из самых сильных фильмов последних лет, и многочисленные награды - лишь констатация факта, а "Турист" несмотря на все громкие имена на афише во многом ей проигрывает.
Немец в Голливуде
Для Хенкеля фон Доннерсмарка второй фильм тоже стал своего рода дебютом, теперь голливудским. Видимо, навалившаяся ответственность и попытки отдать дань почтения фабрике грез и заставили режиссера делать в фильме периодические отсылки к тому или иному жанру, где-то удачно, где-то не очень. Например, вполне изящный намек на нуар в сцене с поцелуем на балконе, возможно, этот дух создает платье Джоли в стиле 40-х, сменяется довольно странным танцем на балу в палаццо, в какой-то момент даже создается нелепое ощущение, что сейчас все запоют, как в "Моей прекрасной леди".
Шпионский триллер, а именно так фильм позиционируется, предполагает в первую очередь, что зрителя ждет загадка, которую он, конечно, будет рад разгадать еще до финала, но еще больше зритель будет рад, если его все-таки немного обманут, повернут сюжет логичным, но в то же время совсем неожиданным образом. Здесь же разгадка лежит на поверхности с самого начала, и нужно быть очень невнимательным, чтобы не заметить ее.
Фильм в большей степени опирается в большей степени на внешние эффекты, чем на игру актеров и детали сюжета. Поэтому, несмотря на завораживающие виды Венеции и экшн, периодически возникает желание поизображать Станиславского, крикнув "Не верю!".
Не верится в то, что герой Деппа – простой школьный преподаватель из Висконсина, внешне он больше похож на колумбийского наркобарона в изгнании. Не верится и в то, что учитель математики может удирать от двух вооруженных бандитов, прыгая, как Казанова, по крышам в одной пижаме на босу ногу. Ну разве что, в своей прошлой жизни он был Джеком Воробьем. Не верится в наигранную глупость агентов спецслужб. Но прежде всего не верится в пару Джоли-Депп. Как бы ни были они прекрасны, как бы пристально ни смотрели друг на друга, какая бы романтическая музыка ни звучала за кадром, они все равно не пара, и искры между ними не проскакивают.
Кажется, что здесь есть все, что нужно: хороший режиссер, знаменитые актеры, кое-где остроумные диалоги и шутки к месту, красивые виды, захватывающие погони, вот только нет того главного, что сделает фильм шедевром, ну или хотя бы свяжет все эти компоненты в единое целое.