Студенты, поступившие в МГУ имени Ломоносова в 2011 году, будут учиться шесть лет, это предусматривает собственная программа развития университета до 2020 года. О программе, работе над новым законом об образовании, о ЕГЭ для выпускников школы и высших учебных заведений корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал ректор Московского университета Виктор Садовничий.
- Виктор Антонович, каким был уходящий год для МГУ?
- Уходящий год для МГУ стал знаковым, потому что он был первым годом жизни университета в новом – особом – статусе, который был присвоен МГУ в соответствии с указом президента России. Я не знаю, можно ли найти в мире еще хоть один прецедент принятия специального государственного закона о конкретном университете, как в случае с Московским и Санкт-Петербургским университетами.
В чем была предпосылка: московский университет является флагманом российского образования, исторически древнейшим отечественным университетом, поэтому логично наделение его статусом, предоставляющим самые широкие возможности использования своего потенциала. Как следствие такого понимания и в соответствии с указом президента появилась программа развития МГУ. Она очень мощная и, думаю, может служить примером развития всего университетского образования.
- Расскажите подробнее о программе развития Московского университета, о ее ключевых направлениях?
- Мы выделили десять приоритетов. Главный из них – академическая политика, подготовка специалистов самого высокого уровня. Мы хотим весь потенциал университета направить на то, чтобы выпускник МГУ был подготовлен к современным вызовам, чтобы он не только обладал знаниями по своей специальности, но еще имел способности к генерированию идей и их воплощению, обладал широким кругозором и знал иностранные языки.
В части академического развития программа развития МГУ направлена на сохранение статуса Московского университета как эталона образования.
Также мы взяли на себя дополнительную миссию по переподготовке учителей. В программе развития это направление работы названо «МГУ – школе». Мы уже провели съезд учителей по математике, в ближайшее время готовим съезды школьных предметников по физике, химии, биологии, информатике.
Девять других приоритетов относятся к современным направлениям науки и они согласованы с современными научными и технологическими тенденциями, которые актуальны в России и мире. Это - информационные технологии, космические и биомедицинские исследования, нанотехнологии, энергосбережение, рациональное природопользование, исследования человека, гуманитарные исследования и социальные технологии. Я убежден, что здесь мы сможем добиться хороших результатов.
- Как буду израсходованы 5 миллиардов рублей, выделенные по распоряжению, подписанному премьер-министром РФ по программе развития МГУ до 2020 года?
- В 2010 году правительством России нам предоставлены средства в размере 2,25 миллиарда рублей. И все они определены на покупку оборудования - ни рубля, ни копейки не было потрачено на другие цели. Причем, определяя перечень закупаемого оборудования, мы ориентировались не на запросы какого-либо конкретного факультета, а на межфакультетские исследовательские проекты. Ученые университета серьезно подошли к составлению перечня необходимого оборудования, и в итоге университет получит, без преувеличения, самые современные исследовательские приборы. Мне отрадно, что благодаря этому будут возникать новые лаборатории, обеспечивающие эти исследования.
По программе развития университета мы также закупили уникальное мультимедийное оборудование для 40 аудиторий. Это серьезно повысит возможности наших студентов слушать лекции зарубежных профессоров, в онлайн режиме дискутировать с зарубежными учащимися, организовывать защиту дипломных работ и диссертаций с трансляцией в интернете.
В целом программа развития МГУ рассчитана до 2020 года, но думаю, что она будет продлена, поскольку мы не собираемся останавливаться в развитии, наши планы амбициозны.
- Будут ли в Московском университете открываться новые направления и факультеты?
- На днях на Ученом совете МГУ мы приняли решение о создании нового факультета – факультета инженерии. Мы хотим вернуть инженерное образование в университет, потому что понимаем, что это существенно увеличит результативность нашей внедренческой работы - создания на основе университетских научных открытий новых высоких технологий. На этом факультете мы будем готовить физиков, химиков, но тех, кто будет понимать конечный продукт, видеть конкретную технологическую установку. Будем развивать и другие направления.
- Для новых направлений вузу понадобятся новые площади…
- Да. Мы построим музей науки России. Правда, он будет продолжением площадок политехнического музея, но современный как в Лондоне, Токио и Нью-Йорке.
Что касается развития инфраструктуры вообще, то в университете будут построены новые научные корпуса, школа-интернат для одаренных детей, технопарк, студенческие общежития и спортивные комплексы. Сейчас заканчивается строительство второго учебного корпуса, который, кстати, будет предназначен не для конкретных факультетов, а для исследовательско-технологических групп, работающих над конкретными проектами в рамках программы развития университета.
- Виктор Антонович, какие основные замечания у ректорского сообщества к законопроекту об образовании?
- В законе следует более четко прописать введение третьего уровня высшего образования – подготовки научно педагогических кадров, - который должен был бы включать в себя аспирантуру, адъюнктуру, ординатуру, стажировку. В существующей редакции закона в этом уровне отсутствует докторантура.
Следующее замечание - из закона исключены академии, а ведь многие юридические высшие учебные заведения носят это название.
Также я считаю важным, бережно отнестись к социальным гарантиям профессорско-преподавательского коллектива и студентов. А в одной из редакций законопроекта выпадает понятие стипендий для социально необеспеченных студентов. Над этим следует внимательно подумать, учитывая то, что происходит вследствие урезания социальных гарантий студентов в других странах.
Очень слабо в законе прописаны принципы воспитания, а мы считаем важным закрепить в законе принцип паритетности обучения и воспитания. Слабо прописана интеграция науки и образования, тогда как это - один из важнейших вопросов, который обеспечивает подготовку новых кадров и новых технологий. Также надо более четко прописать принципы академических свобод в наших университетах - бояться этого не следует.
- Как Вы считаете, помогут ли общественные обсуждения в подготовке закона?
- Думаю, что авторы законопроекта ждут от общественного обсуждения конкретных предложений. Даже профессионалы, которые в рамках широкого обсуждения смотрят на закон с точки зрения конституции и других законов, подпитываются идеями общественного обсуждения. Чем больше будет набросано новый идей, тем легче будет профессиональному сообществу их упорядочить и учесть.
- Виктор Антонович, как Вы считаете, стало ли ЕГЭ главным инструментом при поступлении в высшие учебные заведения?
- Опыт приема в вузы в 2010 году показал, что ЕГЭ перестает быть эдакой страшилкой для школьников, родителей, школьных учителей и вузовских преподавателей. Прием в этом году прошел без сбоев. Очевидно, потому, что ЕГЭ совершенствуется, наполняясь новыми формами. Но еще и потому, что, наряду с ЕГЭ укрепляют свой статус и другие инструменты поступления в вузы, например, олимпиады и дополнительные испытания. Например, в МГУ есть свои собственные экзамены, учитываются результаты олимпиад.
Считаю, что ЕГЭ - это хороший институт контроля качества выпускников школ, и он необходим. Но что касается университетов, которые готовят особенных специалистов, для них нужна система олимпиад и дополнительных испытаний. Тот набор инструментов приема в университет, что у нас сейчас есть, вполне сбалансирован, он позволяет нам набрать хороших ребят.
- Как Вы относитесь к идее создать подобие ЕГЭ для выпускников высших учебных заведений?
- Контроль качества знаний на выходе - это один из способов борьбы с некачественными дипломами. Я поддерживаю такую идею. Ведь диплом, подтвердивший свое качество – это не только сохранение репутации вуза, но и расширение возможностей послевузовской реализации выпускников. Причем, к качеству знаний и качеству диплома в равной степени должны стремиться и университет, и студенты, ведь мы союзники.